[identity profile] igor-schwab.livejournal.com posting in [community profile] engineering_ru
Необычный архитектурный музей под открытым небом в Штуттгарте, Германия.

Конструктивистский архитектурный музей (фотки - август 2012) с моими пространными комментариями и двумя архитектурными экскурсами в другие города и страны.



1. Вообще-то Штуттгарт - это не совсем тот город, где стоит искать музеи мирового значения (ну, за исключением музеев Порше и Мерседеса). Однако здесь есть единственный в своем роде Музей конструктивизма. Мне этот архитектурный стиль очень по душе, нравится экспрессия его лаконичных форм.

В городе есть целый квартал, застроенный в 1927 году в этом футуристческим в то время для старого немецкого города стиле. Дело в том, что после Первой мировой войны город стал очень быстро расти, промышленность (Мерседес, Бош, ну, вы в курсе...) привлекала всё больше рабочих. К середине двадцатых проблема с нехваткой жилья обострилась до невозможности и в поисках выхода из "квартирного кризиса" был объявлен архитектурный конкурс на "новое жилище". Оно должно было быть дешевым и удобным. Тут-то идеи конструктивистов с их "фабриками для жилья" пришлись как раз кстати. Никто специально проекты в одном стиле на конкурс не отбирал - это получилось само собой. Так в Штуттгарте появились 27 новых белых домов. Макет этого квартала - на снимке.


Несколько домов из этого макета не сохранились до наших дней, они были разрушены в 1944-1945 во время бомбардировок союзников. Ввиду того, что квартал расположен в стороне от цернтра города, в целом от пострадал всё же не так сильно, и большинство стоит и сегодня.

Надо сказать, что вся эта революционность внешнего вида чуть не вышла зданиям боком: в конце тридцатых их обзывали "арабским кишлаком", рисуя карикатуры, и даже вознамерились снести, как не соответстуюшие "немецкому духу", построив на их месте что-то военное. Война, однако, помешала воплощению планов, но не помешала перестроить весь квартал на привычный лад: с двускатными черепичными крышами. Но и после войны общественное мнение недолюбливало конструктивизм, снести по разным соображениям их пытались до середины восьмидесятых, пока наконец не признали памятником архитектуры и не провели масштабную реставрацию с возвращением оригинального внешнего вида.

Кстати, родина конструктивизма -- революционная Россия, и замечательные его образцы -- не только в столицах, но и разбросаны по всей стране. В частности - в Самаре.
2. Наступление советского времени в Самаре отмечено не только сменой персонажей на постаментах, но и совершенно замечательными образцами архитектуры 20-х - начала 30-х годов.

Я, признаться, думал, что такие значительные конструктивистские здания есть только в Москве и Харькове, да еще в Питере, но оказалось, что не только.

Это, если я правильно понял, здание Штаба Приволжско-Уральского военного укруга.



3. А вот еще одно. Кстати, у него есть интересная особенность. С этого ракурса - настоящий конструктивизм (за пластиковые стеклопакеты только хорошо бы руки оторвать)...



4. ...а вот с этого - проглядавают колонны и массивная входная группа уже в духе сталинского ампира.

Надо думать, начинали стройку в 20-х, а заканчивали - в 30-х, а там ветер подул уже в другую сторону, и время конструктивизма, как стиля, несответствующего образу новой советской империи, подошло к концу.



5. Наиболее известный из участвовавших в штуттгартском конкурсе архитекторов - Ле Корбюзье. Это дом по его проекту на две семьи. Характерные черты конструктивизма - как на ладони: простые геометрические формы, ненесущие фасады с сплошным фронтом окон, "выставленные наружу" конструктивные элементы здания - колонны и т.п.


Вообще, Корбюзье, видимо, любил "здания на ножках". Эта идея обкатывалась в Штуттгарте и нашла развитие в его более поздней работе - знаменитой вилле Савой под Парижем (1931г.)


6. Эх, у современного говно-хайтека такой такой красоты уже нет!

(фотка - с просторов интернета)

Всем, кто бывал в Ульяновске (это город в Поволжье, по совместительству -- родина Ленина, если кто не знает), эта вилла непременно должна что-то напомнить...

7.1. Да, ошибиться, где советские архитекторы почерпнули вдохновение для строительства Ленинского Мемориала к столетию Ленина -- почти невозможно. Очень хорошая переработка идеи получилась, я считаю. Кстати, за этот проект авторский под руководством Б. С. Мезенцева был отмечен Ленинской премией 1972 года в области архитектуры.

(взято отсюда: http://arap-strab.livejournal.com/4561.html)

7.2. А вот еще одна итерация, на этот раз из Франкфуртского архитектурного музея. Этот дом (Кампманн, 1958-1962) стоит в Бад Наухайме, что под Франкфуртом. В общем, идеи Корбюзье долго не давали покоя архитекторам по всему свету!



8. Ну ладно, закончим мои архитектурные экскурсы и вернемся к музею в Штуттгарте.

Все дома, построенные тогда к конкурсу -- до сих пор жилые. Они разрабатывались вместе с интерьерами, которые, правда, б.ч. не сохранились, как не очень практичные, и только в доме Ле Корбюзье создан музей и проведена полная реконструкция оригинальных интерьеров. Характерная черта -- утилитарность, возведенная в абсолют: складная и трансформируемая мебель и даже сами комнаты (посредством сдвижных перегородок: ночью единое помещение разделялось на спальню родителей и детскую, днём превращалось одну большую жилую комнату).

Например, вот эта кровать, убирающаяся днём в нишу и превращающая спальню в гостиную.

Кому доводилось видеть проекты мебели для хрущевок 60-х, тот без труда поймет, откуда пошли идеи для нее. Тогда, после эпохи сталинского ампира, пришлось идеи конструктивизма и массового жилья "придумывать" заново, а ведь были впереди планеты всей...



9. Очередной плод утилитарности - коридор шириной 60 см. А что, для одного человека - вполне достаточно, да и служить он должен был быть только ночью как "черный ход": комнаты-то походные.

Стоит отметить, что как ни старались организаторы конкурса сделать "дешевое и удобное жильё для рабочих", в 20-х годах этого не получилось, аренда оказалась неподъмной. (Дома после конкупса перешли в собственность города, но власти не стали заниматься показухой и установили цены на аренду, соответствующие стоимости строительства и содержания зданий) Квартал заселили чиновники и интеллигенция, да и сами архитекторы понимали, что из новейших материалов (сталь, железобетон) тяжело сразу построить дешево -- поэтому во всех домах по проекту предусматривалась комнатушка для прислуги.



10. Одним из условий конкурса было использование самых передовых благ цивилизации; кухня выглядит впоне современно, не находите?


Кроме экспериментального внешнего вида и внутреннего устройства, попытались поработать и с инфраструктурой: один дом был сделан полностью "электрическим", другой -- "газовым", третий оборудовали котлом на каменном угле. Опыт показал, что отопление электричеством чересчур дорого, и после выставки все дома переделали под газ.

11. Все узнали хрущевку, да?



12. Внутри -- хоть и достаточно аскетично, но очень выразительно.



13. Условием конкурса было также решение насущной проблемы всех больших городов того времени - скученности, недостатка свежего воздуха и солнца, и обусловленных этим болезней, вроде туберкулёза. Отсюда и обязательное наличие балконов, террасс или озеленной крыши.



14. А с крыши - чудесный вид на Штуттгарт.



15. В этом конкурсном квартале были опробованы разные формы застройки. Вот, например, рядные дома, или, -- как их там по-новорусски? -- таунхаусы.

Кстати, выходящие на улицу блоки (как раз видны на фото) - не жилые, а подсобные. На первом этаже - кладовая и прачечная, на втором - сушилка. Это тоже плод рационализации. Одна из концепций - оптимизация и облегчение домашнего труда в плане сокращения "беготни" по дому при выполнении домашних дел.



16. Или вот дом на одну семью...



17. А тут и многоквартирные дома. Выглядят очень современно, и не скажешь, что почти 90 лет прошло. Удивительно, но выходит, за неполное столетие архитекторы так и не выдумали ничего посвежее, продолжают опыт конструктивистов эксплуатировать.



18.



19. Ну и няшечка напоследок...


Спасибо за внимание!

Оригинал взят у [livejournal.com profile] igor_schwab в Вайсенхофзидлунг (Weissenhofsiedlung)
(deleted comment)

Date: 2013-08-01 04:35 pm (UTC)
From: [identity profile] melbu.livejournal.com
В Москве дом наркомфина похожий есть

Date: 2013-08-01 05:37 pm (UTC)
From: [identity profile] 22sobaki.livejournal.com
До идеи сделать общие для нескольких квартир кухню и ванную немцы не дошли?

Date: 2013-08-01 06:44 pm (UTC)
From: [identity profile] tygro.livejournal.com
Нет, в Вайсенхофе этого не было. Хотя проектировался, строился и заселялся, как рабочий посёлок.

Date: 2013-08-02 06:42 am (UTC)
From: [identity profile] t-igor.livejournal.com
После землетрясения в Ташкенте построили много панельных пятиэтажек с проходной ванной. Т.н. "французкий проект".
Т.е. из прихожей дверь в ванную, а из неё в кухню.

Date: 2013-08-02 06:49 am (UTC)
From: [identity profile] 22sobaki.livejournal.com
Чума!
А я тут был на одном объекте, где туалет проходной. Два кафе, а между ними служебный санузел общий с двумя дверьми. Заходишь, закрываешь обе двери, делаешь своё дело, открываешь обе двери, выходишь :)

Почему проект назвали французским?

Date: 2013-08-02 07:24 am (UTC)
From: [identity profile] speed-info.livejournal.com
французики шалуны же

Date: 2013-08-02 09:25 am (UTC)
From: [identity profile] t-igor.livejournal.com
На самом деле не так уж не удобно, потому что есть ещё путь через большую комнату, т.е. по две двери и в ванной и в кухне.
Можно ходить по кругу: прихожая-ванная-кухня-зал-прихожая-кухня...

Местные жители уверенно говорили, что этот проект пришёл вместе с построенным французами ЖБК и называется "Серия 'Камю' для сезонных рабочих", но специалист по хрущёвкам [livejournal.com profile] mgsupgs полагает, что это легенда.

Кстати, ещё в этих домах вместо батарей был тёплый пол, но к концу 80-х трубы в перекрытиях стали забиваться и массово ставили обычные батареи.

Date: 2013-08-02 11:08 am (UTC)
From: [identity profile] 22sobaki.livejournal.com
Интересно, не слышал про такую серию.

Оказывается, в Гавре после войны строили по "системе Камю"
http://www2.archi.fr/DOCOMOMO-FR/fiche-havre-n17-va.htm
но там планировка погуманней, чем вы описываете. Хотя кухня с двумя дверьми
Image
И, насколько я понял, теплый пол (и потолок?)
Edited Date: 2013-08-02 11:24 am (UTC)

Date: 2013-08-02 12:56 pm (UTC)
From: [identity profile] t-igor.livejournal.com
Вот рисовал когда-то эту планировку для понятности:
Image

Да изначально пол и потолок были тёплые, но за 20-30 лет греть перестали.

Date: 2013-08-02 01:39 pm (UTC)
From: [identity profile] 22sobaki.livejournal.com
Тёплый пол и потолок - это круто. У нас это называется термоактивные системы, а у немцев Betonaktivierung. Моднейшая вещь, а вон оказывается когда уже было.

Date: 2013-08-06 05:21 am (UTC)
From: [identity profile] tygro.livejournal.com
Недолго,полгода, в середине 80-х в Монголии, жил в подобной квартире. Ванная была проходной. Причём, квартира была разделена на коммуналку. Проход минуя ванную был закрыт и умываться и мыться приходилось по согласованию с соседями. Жуть, в общем. Хорошо, что вскорости отцу дали отдельное жильё. Но там посреди комнаты была арка, сейсмоустойчивое исполнение.
Edited Date: 2013-08-06 05:22 am (UTC)

Date: 2013-08-06 07:14 am (UTC)
From: [identity profile] 22sobaki.livejournal.com
О как. Я и не знал, что Монголия - сейсмически опасный район.

Вы сказали, и я вспомнил. Когда гуглил "проект Камю", то видел объявление о продаже квартиры в "проекте Камю" в Крыму. Через комнату там проходила очень нехилая балка. Я ещё подумал - вот, блин, украсили квартиру. А теперь дошло - тоже сейсмика, наверное.

Date: 2013-08-06 07:18 am (UTC)
From: [identity profile] tygro.livejournal.com
Да, за три года два землетрясения было. Слабеньких, по два балла, но были.

Date: 2013-08-01 06:14 pm (UTC)
From: [identity profile] solar-front.livejournal.com
http://ru.m.wikipedia.org/wiki/%C4%EE%EC_%EF%F0%E0%E2%E8%F2%E5%EB%FC%F1%F2%E2%E0_%D0%E5%F1%EF%F3%E1%EB%E8%EA%E8_%C1%E5%EB%E0%F0%F3%F1%FC


У "нас". Мы в конструктивизме впереди планеты всей!

Date: 2013-08-01 06:29 pm (UTC)
From: [identity profile] tomirina.livejournal.com
Вот про хрущевки без всяких политических закидонов и провокаций. Здесь кратко сказано когда, зачем, на каких проектах основывались архитекторы. Там же есть фото сегодняшних ухоженных квартир. hrushhevka.ru/

А вот пример конструктивизма в архитектуре Москвы. Никто не занимался показухой, и здание изначально и в поледствии предназначалось студентам. cocomera.livejournal.com/141413.html

Date: 2013-08-01 09:42 pm (UTC)
From: [identity profile] tomirina.livejournal.com
Где вы нашли претензии?

Date: 2013-08-01 06:37 pm (UTC)
From: [identity profile] tygro.livejournal.com
Там весь Баухаус руку приложил. Дома сдавались с готовым интерьером и домашней утварью соответствующего стиля.

Ну и это...Гропиус и Мис ван дер Роэ в мировой архитектуре больше Ле Корбюзье котируются. А архитектурный стиль Баухауса выделяют отдельно, не относя к конструктивизму (стиль Баухаус или Интернациональный стиль)

Date: 2013-08-02 02:10 am (UTC)
From: [identity profile] tygro.livejournal.com
Ну правильно, какая разница между швабом и голштинцем? Немчура она и есть немчура! :)
И ничего, что они могут не понять речь друг друга.

Date: 2013-08-02 07:10 pm (UTC)
From: [identity profile] tygro.livejournal.com
Да вообще, любой иностранец-немец.Раз говорит непонятно, какая разница!

Раз ровные прямоугольные формы-конструктивизм!

Date: 2013-08-01 08:20 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_iga/
Спасибо, познавательно )

Date: 2013-08-01 08:20 pm (UTC)
From: [identity profile] dkoldyaev.livejournal.com
Приезжайте в Екатеринбург -- у нас конструктивизма хоть отбавляй.

Date: 2013-08-01 10:31 pm (UTC)
From: [identity profile] urij-k.livejournal.com
Отличный обзор! Большое спасибо!

Date: 2013-08-02 06:55 am (UTC)
From: [identity profile] observer69.livejournal.com
А куда делся пост по ж/д вокзал?

Date: 2013-08-02 07:45 am (UTC)
From: [identity profile] whiteelk.livejournal.com
Biergarten, который мы потеряли...
Вот одна из причин протестов! :-)

Profile

engineering_ru: (Default)
Инженерия

December 2025

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
2122232425 2627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 22nd, 2026 11:46 am
Powered by Dreamwidth Studios