Как только электроэнергия стала востребованной, она стала товаром. А стало быть за товар стали взимать денежку и тут же встал вопрос экономии.
За свою электротехническую практику я немало встречал чародеев продающих чудесные коробочки, служащие для снижения трат на электричество в квартирах приобретших таковые счастливчиков. На самом деле они лишь пополняли карман псевдо-изобретателя, не более.
Не так давно наткнулся в закромах на ретро брошюру Лачинова Д.А.,

в которой его экономизатор честно осуществляет обратную связь с клапаном паровой машины в зависимости от изменяющегося тока нагрузки. Меняются обороты двигателя, генератора, стабилизируется напряжение на нагрузке.
Очень правильный подход инженера (в то время контролер механик телеграфа на ж.д.)— экономия ресурсов при снижении потребности в электроэнергии.
В дальнейшем Дмитрий Александрович Лачинов (1842-1902) — заслуженный профессор С.-Петербургского лесного института. Есть намерение ознакомиться с его трудами более подробно. И поделиться.
Да.. обратите внимание на год изобретения — 1880-й !
Скачать можно с моей книжной полки. №20
(единственная досада.. то ли пропустил, то ли удалил случайно последнюю страничку... Виноват, обещаю восполнить.) Восполнено.
no subject
Date: 2022-05-26 08:21 am (UTC)Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: История (https://www.livejournal.com/category/istoriya?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
no subject
Date: 2022-05-26 08:24 am (UTC)no subject
Date: 2022-05-26 08:55 am (UTC)no subject
Date: 2022-05-26 10:22 am (UTC)Судя по описанию решаемой задачи (первый абзац текста), напряжение гуляло как хотело.
no subject
Date: 2022-05-26 12:14 pm (UTC)а) последовательное включение ламп;
б) стабилизируется именно ток;
в) не факт, что ток — переменный, работу с машиной переменного тока
г) автор (в отличие от Вас) — имеет представление о том, что выходное напряжение генератора —
определяется не только оборотами ротора, но и уровнем возбуждения генератора.
Вполне себе нормальный регулятор (хочется сказать — напряжения, но в данном случае — силы тока).
Впрочем, правильным было бы чуть другое построение системы — этот регулятор стабилизирует
выходное напряжение или ток генератора, регулируя его уровень возбуждения (ну или озвученные в описании
варианты регулирования динамо-машины) — а обороты паровой машины поддерживаются постоянными
её собственным центробежным регулятором.
no subject
Date: 2022-05-26 03:30 pm (UTC)no subject
Date: 2022-05-26 03:31 pm (UTC)Разумеется - и расход топлива.
no subject
Date: 2022-05-26 03:55 pm (UTC)Поддерживать обороты машины собственным регулятором просто, но не лучше всего. Особенно если нагрузка сильно меняется. Чем меньше обороты, тем меньше механические потери. Не зря сейчас на "инверторное" управление всякими компрессорами переходят.
no subject
Date: 2022-05-26 04:56 pm (UTC)а) возможно Вы ошибаетесь.
Если погасить (не замкнуть!) одну из последовательных ламп (или перегорела нить), то никакого жара не предвидится. Ибо гаснет всё. Скорее речь о параллельном включении. Гасить замыканием (шунтированием) — ну.. это как-то ни к чему на практике..
б) думаю стабилизируется именно напряжение. (см. а), (при параллели лампы могут быть разной мощности, это плюс)
а1) и б1) В пользу последовательного включения ламп говорит "уменьшенное сопротивление", тут объяснить не могу.
в) конечно не факт, что ток переменный, особенно если увидеть на рисунке "+" и "-" .
г) но и оборотами ротора однозначно.
д) в целом — это уж частности (ток/напряжение), главное — автоматическое регулирование режима.
"правильным было бы чуть другое построение системы.."
Уважаемые господа электроэнергетики. Я специально просил обратить Ваше внимание на год издания.. Имейте снисхождение!
Оспаривать решение предложенное автором возможно, если представить более достойный вариант на то время, имх.
no subject
Date: 2022-05-26 05:37 pm (UTC)no subject
Date: 2022-05-26 05:57 pm (UTC)Не-не-не-не, читайте стр.6 - можно сразу примечание.
Там чётко говорится про "сименсовские лампы, "которых можно зажечь до 16 в одной цепи". А в последнем абзаце - идёт про освещение "по мптоду Яблочкова", где свечи "вводятся в несколько электрических цепей, выходящих из общей динамоэлектрической машины".
Вот у Яблочкова - включение ламп параллельное. К сожалению, конкретные предложения по этому поводу - должны быть на следующем, отсутствующем листе брошюры.
Про постоянный ток - да, прошляпил, mea culpa.
По поводу "года" - на 4 стр. открытым текстом написано: "понятно, что поднятие и опускание гайки L может быть употреблено также для какого-нибудь другого действия, например: для изменения расширения пара, для перемещения катушки динамоэлектрической машины, для выведения из гальванической цепи некоторого числа оборотов катушки и т.д."
Так что - если автор чего-то и не знал, то о многом догадывался.
no subject
Date: 2022-05-26 06:09 pm (UTC)Праститя, но закон Джоуля-Ленца - никто не отменял, выше напряжение на лампе - ярче светим.
И быстрее перегораем.
При последовательном включении ламп - будет именно "больше напряжение" при выключении одной.
Выходное напряжение генератора зависит от оборотов, нагрузки и напряжения возбуждения.
И ещё куча возможных вариантов по желанию конструктора.
Поинтересуйтесь работой автомобильных генераторов, к примеру.
У инверторного управления компрессорами - могут быть свои приколы, как минимум - например, компрессор должен быть способен работать в широком диапазоне оборотов.
Что касаемо регулятора оборотов паровой машины, то регулятор Уатта появился в 1788 году, в 1876м в России обсуждаются вопросы устойчивости работы паровой машины с регулятором.
no subject
Date: 2022-05-26 06:34 pm (UTC)Паровая машина определённо способна работать в широченном диапазоне оборотов. А генераторы с обмоткой возбуждения на то время ещё не совсем изобрели. Особенно постоянного тока.
no subject
Date: 2022-05-26 06:51 pm (UTC)Напряжение - надо держать при параллельном включении ламп, при последовательном - нужно держать *именно что* ток.
При том уровне техники - с обмотками возбуждения реализуем *именно что* генератор постоянного тока.
no subject
Date: 2022-05-26 07:03 pm (UTC)no subject
Date: 2022-05-26 07:07 pm (UTC)При последовательном включении - единственное, что можно держать - это ток.
И кстати, лёгкое гугление информирует нас, что слово "динамомашина", употреблённое в описании - означает генератор постоянного тока с самовозбуждением и обмотками возбуждения, название дано Сименсом.
Такие дела.
no subject
Date: 2022-05-26 07:09 pm (UTC)Строго говоря, параллельно включенные лампы принадлежат одной групповой цепи (сети). Последовательно включать 16 ламп не практично ни грамма. И ко всем в комплект по выключателю ?.. Ну, разве что в теории. А так :
Резюме. Разница методов — лишь в направлении, закрыть или открыть клапан. Нет повода ломать копья.)
no subject
Date: 2022-05-26 07:15 pm (UTC)Просто здесь мы можем упереться в разницу тогдашней и сегодняшней терминологии.
Принципиального различия всё равно нет - другое дело, что при параллельном включении ламп - ток измерять бессмысленно, от числа включённых ламп он меняется.
Впрочем, это уже совсем конкретные вопросы и вполне решаемые "по месту" перекоммутацией отдельных элементов этого устройства.
no subject
Date: 2022-05-26 07:19 pm (UTC)no subject
Date: 2022-05-26 07:26 pm (UTC)п. 6.2.10. "Каждая групповая линия, как правило, должна содержать на фазу не более 20 ламп накаливания.."
Но не факт, что они последовательные.
"К сожалению, конкретные предложения по этому поводу - должны быть на следующем, отсутствующем листе брошюры."
Да, надо собраться восполнить. Тем более есть еще одна брошюрка Лачинова на эту тему — "О параллельном введении электрических ламп"
no subject
Date: 2022-05-26 09:25 pm (UTC)Ну я откуда знаю?
Я как чукча, что вижу - то пою.
А вижу я - описание поведения цепи с последовательным включением электрических ламп.
Может это были специальные лампочки, для последовательного включения. (Были электронные лампы для батарейной аппаратуры, у которых нити накаливания должны были включаться последовательно).
no subject
Date: 2022-05-26 09:29 pm (UTC)ПУЭ - штука вообще специфическая.
В схемотехнике - в описаниях схем - есть понятие "ветвь электрической цепи".
Это кусок электрической схемы, содержащий последовательно соединённые элементы.
no subject
Date: 2022-05-26 09:43 pm (UTC)no subject
Date: 2022-05-26 09:54 pm (UTC)"ПУЭ - штука вообще специфическая"
Как бы сборник нормативов.
no subject
Date: 2022-05-26 10:01 pm (UTC)Параллельные лампы - это не ветвь, для каждой лампы - своя ветвь.
Про ПУЭ - надо пытаться понять смысл, который вкладывается в терминологию.