[identity profile] ul9liiika.livejournal.com posting in [community profile] engineering_ru

Некоторое время назад я выложила на обсуждение странную железяку, обнаруженную на стене Чайного дома Перлова. Пару недель назад мне пришло сообщение в ВК. Илья просил не ссылаться на него, но воспользоваться своей находкой разрешил. Сначала посмотрим снова на железку, а потом перейдем к находке Ильи. Очень качественную фотографию выложила в комментариях к посту [livejournal.com profile] frs_vetlana ей и воспользуемся.











А теперь тадамс!!! Каталог склада электротехнических товаров В.Эриксонъ и Ко, 1911 год.


















И чуть крупнее...


















Итак, перед нами - «Лебедка большая, железная крашенная, съ ручкой, вмещающая въ себе 40 метровъ тросса 3 1/2 м/м дiаметра или 28 метровъ въ 4 1/2 м/м дiаметра». Прошло чуть больше ста лет, а мы ломаем голову над тем, что было обыденностью три-четыре поколения назад, как же нелегко археологам, вскрывающим более глубокие пласты истории)). Чуть ниже в каталоге описан спускной подвес для тяжелых дуговых ламп. Загадка раскрыта. Благодарю всех участников обсуждения!

Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Date: 2020-08-11 08:06 pm (UTC)
From: [identity profile] von-hoffmann.livejournal.com
Угли в дуговых фонарях быстро сгорали, поэтому менять их нужно было ежедневно. С вечера включили лампу, а утром уже угли угли полностью сгорели и нужно было ставить новые.
Вот кто обратил внимание, что у многих фонарных столбов в Москве есть цоколи у основания, с большими фигурными люками? Нафига? Откуда появился этот архитектурный элемент? А вот с того самого времени, как на столбах висели дуговые фонари. Тогда в этих цоколях-тумбах прятались лебёдки. Утром приходил фонарщик, своим ключом открывал люк в цоколе, крутил ручку и светильник спускался на тросе к нему прямо в руки.

Image


С тех пор прошло много лет — дуговые фонари сменили лампы накаливания, лампы накаливания — ртутные газоразрядные, ртутные лампы сменили натриевые, а сейчас и последние начинаю уступать своё место светодиодам. Изначальное назначение цоколей у фонарных столбов давно и прочно забылось, а вот сами они не исчезли — превратились в декоративный элемент оформления столбов освещения. :)

Date: 2020-08-11 08:28 pm (UTC)
From: [identity profile] jmyshanya.livejournal.com
а провода не перетирались каждый день их разматывать-сматывать? или провода были неподвижны, а фонарь при подъеме втыкался в розетку?

Date: 2020-08-11 08:41 pm (UTC)
From: [identity profile] simsun.livejournal.com
там клемник обычно или скрутка просто

Date: 2020-08-11 08:43 pm (UTC)
From: [identity profile] g-bukin.livejournal.com
Спасибо. Откуда вы берёте такую информацию?

Date: 2020-08-11 08:52 pm (UTC)
From: [identity profile] von-hoffmann.livejournal.com
"...А главные улицы связываются в воспоминании с совершенно другими
фонарями. У них были очень высокие столбы, такие же, как у нынешних наших:
стройные, сваренные из труб разного поперечника. Только наши оканчиваются
прямым перекрестьем, поддерживающим тройчатку светящихся шаров, а те
заканчивались улиткообразно закрученным подвесом, с которого спускалось
большое сияющее яйцо молочного стекла, охваченное тонкой проволочной сеткой.
Внутри столба заключалось подъемное устройство. Каждое утро фонарщик (он был
еще жив, курилка!) опускал маленькой внутренней лебедкой это яйцо почти до
земли, вынимал из зажимов внутри него и бросал тут же на тротуар обгоревшие
(один -- конусом, другой -- воронкой, кратером, как в учебниках физики)
угли, в виде крепко спрессованных палочек толщиной в палец взрослого
мужчины, и вставлял новые. И каждый раз вокруг него толпились мальчишки,
кидаясь, как коршуны, на эти огарыши. Зачем они были им нужны, не скажу даже
по догадке, хотя ведь и сам постоянно и подолгу носил, как Том Сойер, в
карманах, хранил в углах парты матово-глянцевые, похожие на металл, угольные
цилиндрики...
Вечером эти фонари загорались уже без фонарщика, все сразу по всему
Невскому и по Большой Морской; сначала в них что-то начинало потрескивать,
слегка посверкивать. Потом молочно-белые яйца становились слегка лиловатыми,
и сверху на головы проходящих начинало литься вместе с чуть-чуть сиреневым,
трепещущим светом задумчивое, на что-то намекающее пчелиное жужжание.
В этом жужжании, в этом полупризрачном свете и являлись поэтам того
времени их Незнакомки и Прекрасные Дамы, лукавые, неверные, двусмысленные
фантомы предсмертных годов того мира! В этом жужжанье и падал тихо на
панели, на мостовые, на медвежьи полости, на собольи палантины, на синие
сетки лихачей, на крыши неуклюжих тогдашних "моторов" -- автомобилей --
мягкий, пушистый, убаюкивающий снег.
"
Лев Васильевич Успенский. Записки старого петербуржца

Прочитано ещё в детстве. Ну и московский музей городского освещения "Огни Москвы" в юношеском возрасте. :)

Date: 2020-08-11 08:58 pm (UTC)
From: [identity profile] g-bukin.livejournal.com
Красиво написано.. Спасибо.

Date: 2020-08-11 09:03 pm (UTC)
From: [identity profile] von-hoffmann.livejournal.com
Хороший вопрос. Благодаря ему я понял, почему в то время часть кабеля оставляли висеть петлёй, а не пускали его внатяг внутри столба. :)))

Image (https://i.pinimg.com/originals/40/8b/c1/408bc11ee3d4b1a9a78712c3852383f9.jpg)

Очень хороший вопрос! Ведь раньше эти петли кабеля под фонарями на всех исторических фото наводили на вопрос "а нафига?", но простая мысль о перетирании провода в голову не приходила. А действительно, тогда поливинилхлоридной изоляции не было, была либо резина, либо пропитанная каучуком ткань — впрочем, для открытого воздуха резина безальтернативна...
Edited Date: 2020-08-11 09:05 pm (UTC)

Date: 2020-08-11 09:07 pm (UTC)
From: [identity profile] von-hoffmann.livejournal.com
Это сейчас. :) Для клеммника или скрутки цоколь явно великоват, они и в самый узкий столб поместятся.

Date: 2020-08-11 09:13 pm (UTC)
From: [identity profile] jmyshanya.livejournal.com
да даже современному кабель с пвх изоляцией быстро конец придет без навороченной системы укладки...

Date: 2020-08-11 09:25 pm (UTC)
From: [identity profile] rutinin.livejournal.com
да, дешевеет сообщество. Одно остается неизменно - ненормативная лексика не пропускается. Увы.

Date: 2020-08-11 09:57 pm (UTC)
From: [identity profile] kalininigor.livejournal.com
Знатоки читают?

Date: 2020-08-11 10:07 pm (UTC)
From: [identity profile] kalininigor.livejournal.com
Брат или родственник того самого Ericsonn~а?

Date: 2020-08-11 10:20 pm (UTC)
From: [identity profile] qpwh2o1cvg.livejournal.com
Ай, какой слог! Сейчас так не пишут. Шедеврально.
Нет ссылки на полный текст? Захотелось почитать.

Date: 2020-08-11 11:07 pm (UTC)
From: [identity profile] von-hoffmann.livejournal.com
Пожалуйста: http://lib.ru/PROZA/USPENSKIJ_L/peterburzhec.txt

Date: 2020-08-11 11:23 pm (UTC)
From: [identity profile] von-hoffmann.livejournal.com
Сейчас я Вас ещё озадачу. :) Вы обратили внимание что в каталоге — 1911 года! — все размеры указаны в МЕТРИЧЕСКОЙ системе мер, а не в "имперской". Это при том, что всем вдалбливалось со школы что на метрику Россию перевели только большевики. Не удивляет? :))

Date: 2020-08-11 11:48 pm (UTC)
From: [identity profile] ts-sp.livejournal.com
В электрических фонарях в этих люках прячется соединение с кабельным вводом и иногда предохранитель через который включена лампа. Конечно при воздушном вводе такие люки не нужны, но столбы делают унифицированными.

Date: 2020-08-11 11:52 pm (UTC)
From: [identity profile] ts-sp.livejournal.com
Для соединения нескольких кабелей, каждый из которых с палец толщиной, иногда даже маловато бывает.

Date: 2020-08-12 12:03 am (UTC)
From: [identity profile] von-hoffmann.livejournal.com
Я не про люки, я про цоколи столбов. :) Вся современная кабельная разводка умещается в габарит обычного тонкого столба, полностью. Люк там есть; но без цоколя.

Image

Современным опорам цоколи не нужны, они прекрасно обходятся без них. Но изготавливаются и устанавливаются как декоративный элемент.

Date: 2020-08-12 12:06 am (UTC)
From: [identity profile] von-hoffmann.livejournal.com
Ну я ниже привёл Вам пример современной опоры городского освещения без цоколя.

Date: 2020-08-12 12:16 am (UTC)
From: [identity profile] pol-shaga.livejournal.com
такое единодушное одобрение, как минимум настораживает :) Дешево себя продаете, инженеры :)
Может быть это и лебедка, а может быть просто устройство похожее на лебедку. Тем более разметов
обсуждаемых объектов мы не знаем.

Что-то мужики сомневаются. Я бы, например, не полез покрутить ручку на 10 м высоту.
Причем объект ремонта всего на 1.2-2 метра выше. Едва ли такое мог задумать архитектор,
а тем более инженер.

Date: 2020-08-12 01:43 am (UTC)
From: [identity profile] lateikin.livejournal.com
Здравствуйте. Прошу о помощи.

Сейчас ищу любую работу, но ничего не находится. Готов на любую подработку.
Одолжите, пожалуйста, на еду рублей 100-200. Сейчас в поисках работы, а дома есть абсолютно нечего. :-( От голода почти теряю сознание. Oдолжить просто не у кого.

Если оставите контакты, то я клянусь вернуть с первой зарплаты (переведу на карту или номер телефона). В этом случае напишите в личные сообщения свой номер карты или номер телефона. Я верну 100%!

Мой номер карты: 5336 6902 4499 1248

Заранее большое человеческое спасибо.

Date: 2020-08-12 04:24 am (UTC)
From: [identity profile] vateikin.livejournal.com
Здравствуйте. Прошу о помощи.

Сейчас ищу любую работу, но ничего не находится. Готов на любую подработку.
Одолжите, пожалуйста, на еду рублей 100-200. Сейчас в поисках работы, а дома есть абсолютно нечего. :-( От голода почти теряю сознание. Oдолжить просто не у кого.

Если оставите контакты, то я клянусь вернуть с первой зарплаты (переведу на карту или номер телефона). В этом случае напишите в личные сообщения свой номер карты или номер телефона. Я верну 100%!

Мой номер карты: 5336 6902 4499 1248

Заранее большое человеческое спасибо.

Date: 2020-08-12 04:29 am (UTC)
From: [identity profile] fondr lion (from livejournal.com)
Нет . Склад в Варшаве , производство непонятно чьё - но на континенте метрическая система мер . И в Российской Империи
с 1899 «Положение о мерах и весах» (метрическая система допущена в необязательном порядке ) . А указание мер в метрической системе ещё указывало на "европейскость " товара и его брендовость :))

Date: 2020-08-12 04:31 am (UTC)
From: [identity profile] natalia-mommy.livejournal.com
Как хорошо уметь читать...)
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Profile

engineering_ru: (Default)
Инженерия

December 2025

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
2122232425 2627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 23rd, 2026 07:50 am
Powered by Dreamwidth Studios