[identity profile] 22sobaki.livejournal.com posting in [community profile] engineering_ru
Фотографирование поверхности Венеры с точки зрения зрелищности стояло в миссии "Венера-9/10" на первом месте.
Но у многих планетологов эксперимент вызывал сомнения в реализуемости.


И дело было даже не в том, что аппаратуре пришлось бы работать при температуре под +500 градусов и давлении под сотню атмосфер. Для инженеров, создававших аппаратуру, такие параметры становились уже привычными. Основной проблемой было то, что впервые предстояло сделать снимки, совершено не зная параметров съемки. Ведь даже чтобы просто начать разрабатывать аппаратуру, требовалось понимать, на какой диапазон ее рассчитывать, какова будет контрастность у объекта, каковы показатели преломления среды.

Во многих книгах о Венере конца 1960-х - начала 1970-х годов можно увидеть две различные теории о том, что же увидит наблюдатель, если его каким-либо образом занесет на эту планету. Используя одни и те же начальные данные и схожий математический аппарат, часть авторов предполагала наличие гигантской рефракции, в результате которой человеку бы представлялось, что он находится на дне огромной чаши, стенки которой заворачиваются вокруг него, поднимаясь вверх. Рефракцию полагали настолько большой, что даже утверждали: при желании наблюдатель сможет увидеть всю Вечеру, не сходя с места.

Вторая же теория гласила: наоборот, из-за такой плотной атмосферы (67 кг/куб.м) горизонт не удалится, а придвинется. Причем настолько близко, что наблюдатель сможет в лучшем случае увидеть место, на котором стоит. Не меньше предположений существовало и относительно оптических характеристик атмосферы. Рядом с поверхностью мог быть мутный малопрозрачный приповерхностный слой (напоминающий илистый слой возле дна рек, озер, океанов). Он мог являться глобальной особенностью поверхности Венеры, либо мог быть поднят при посадке спускаемого аппарата и не успеть осесть за время его работы.

Но даже при полностью спокойной и чистой атмосфере никто не мог дать гарантий, что поверхность Венеры не окажется совершенно гладкой, лишенной каких-либо контрастных деталей. Это могло бы иметь место, например, в том случае, если бы поверхность была покрыта расплавленным металлом - скажем, свинцом. Да и сама атмосфера Венеры могла настолько рассеивать свет, что освещение происходило бы как будто с нескольких сторон, что сильно уменьшило бы контраст. Во всех этих случаях получить панорамы не удалось бы даже при безукоризненно работающих камерах.

Разработчики аппаратуры направили письмо в Институт космических исследований с запросом о параметрах поверхности Венеры. Попытка переложить решение на чужие плечи окончилась безрезультатно. Из ИКИ пришел ответ:
«Получение изображения поверхности Венеры - это научный эксперимент, который проводится вашим институтом. По сложившейся традиции тот, кто проводит эксперимент, сам разрабатывает для него технические требования. Академик Сагдеев Р.З.»

Собственно, именно для увеличения контрастности (а не для освещения, как можно было подумать) на спускаемые аппараты поставили специальные галогенные ртутные лампы.


Неравномерное освещение должно было помочь создать тени даже у небольших неровностей, повысив контраст. Занятно, но ртутные лампы оказались практически единственными приборами, для которых венерианские условия были благоприятными, и в результате их установили за пределами герметичного корпуса.

К сожалению, опасения оставались, и уже во время полета станции разработчик телефотометров А. С. Селиванов вместе с заместителем по научной работе НИИ приборостроения М. С. Рязанским убедили академика Келдыша не писать пока в сообщении ТАСС о надежде получить панорамы поверхности, переименовав телефотометры в контрастомеры.

3 - телефотометр


В отличие от предыдущих станций, напрямую славших на Землю данные, последние стали переправляться через орбитальный блок. Такая схема требовалась по двум причинам: во-первых, для увеличения скорости передачи данных (предполагалось, что спускаемые аппараты из-за адских условий проработают на Венере только полчаса); во-вторых, места посадки спускаемых аппаратов были просто не видны с Земли. Только так можно было обеспечить приемлемый уровень освещения для работы телефотометров - ведь освещенную поверхность Венеры практически не видно с Земли.

За восемь суток до подлета «Венеры-9» к планете на станции была проведена коррекция траектории. Она была очень короткой и требовалась для выбора нужной точки входа в атмосферу. Спускаемый аппарат прошел последнюю проверку, были заряжены аккумуляторы, включены вентиляторы холодного контура, а температуру внутри аппарата понизили до -10 градусов для дополнительного теплового резерва и увеличения времени работы аппарата в атмосфере. За двое суток до посадки спускаемый аппарат был отделен от станции.

В то время, когда орбитальный аппарат выходил на орбиту Венеры, «шарик» спускаемого аппарата вошел в ее атмосферу.


Перегрузка при торможении достигла 40 g, и датчики запустили программу работы в атмосфере. На высоте 63-65 км были задействованы пиропатроны, разделившие «шарик», в котором в течение всего полета размещался спускаемый аппарат. Одновременно вышли тормозные парашюты, уводящие полусферы в сторону. Скорость спуска упала с 250 до 150 м/с. Еще через 11 секунд над станциями развернулись купола основного парашюта. Скорость снижения упала до 50 м/с.

Орбитальный аппарат совершил полуоборот вокруг планеты и, выйдя из радиотени, появился как в поле зрения спускаемого аппарата, так и Земли. Его остронаправленная антенна поймала Землю, и началась ретрансляция данных.

Тем временем станция продолжала отрабатывать заданную программу. Облачный слой остался позади, а значит, не оставалось причины продолжать спуск на парашютах. Срабатывает пиропатрон, и станция начинает быстрый спуск к поверхности планеты. Впрочем, плотность атмосферы Венеры была настолько велика, что скорость посадки составила всего 7 м/с.

22 октября 1975 года в 8 часов 1З минут 7 секунд московского времени станция коснулась планеты. Температура и давление у поверхности в этом месте составили +460 градусов и 90 атм. В момент посадки сработали пиропатроны, сбросив крышки с телефотометров/контрастомеров, включились галогенные лампы, через 16 секунд развернулись штанги радиационных плотномеров.

И вот, строчка за строчкой, на экране на Земле стал проступать пейзаж неизвестной планеты. Все так волновались за качество панорам, что доступ в комнаты, где их должны были получить, серьезно ограничили. Но когда хорошая, четкая панорама была принята, Селиванову хватило пяти минут, чтобы добежать до группы управления. Позвонили Мстиславу Келдышу «Получена панорама...» Он лежал дома больной, но уже через час приехал в ЦУП.


Рельеф местности, переданный станцией, в который раз не вписывался в строгие академические версии. Ожидали увидеть сглаженный неконтрастный рельеф, а на панораме были видны булыжники с острыми краями. Ожидали наличие тумана - увидели чистую спокойную атмосферу, пыль в которой быстро осела. Ожидали сверхрефракцию - опять же ничего особенного, обычная картинка.
Уровень освещенности оказался таким же, как на Земле в облачную погоду. По панорамам выяснили, что станция села на весьма крутой склон.

В процессе ликования как-то незаметно прошел тот факт, что удалось получить всего одну панораму. Планировалась еще одна, с другой стороны станции, и, вполне вероятно, она оказалась бы еще более впечатляющий, так как могла бы показать обрыв. Плохо, что станции не удалось его зафиксировать, хорошо, что в него не попала сама станция. Телефотометр с другой стороны работал, но по какой-то причине не сбросилась его крышка.

Путь «Венеры-9» через три дня повторила ее сестра-близнец. Спускаемый аппарат «Венеры-10» сел на планету 25 октября. Пейзаж, переданный «Венерой-10», от места посадки «Венеры-9» отличался кардинально - гладкий, зализанный вулканический рельеф, покрытый пылью. Это было уже куда ближе к представлениям планетологов.


Со спускаемым аппаратом «Венеры-10» удалось поддерживать связь 65 минут, с «Венерой-9» - 53 минуты. После этого пролетные блоки ушли за местный горизонт. Температура и давление в приборных отсеках оставались в норме, и, скорее всего, спускаемые аппараты проработали еще не один десяток минут.

Фрагмент из книги П. Шубина "Венера. Неукротимая планета" (Павел Шубин это, к слову, [livejournal.com profile] pilot_pirks).

Date: 2015-12-01 05:23 am (UTC)
From: [identity profile] tororot.livejournal.com
Эти фотографии оказались настолько безынтересными, что вот уже 40 лет, как туда не отправляют новых зондов?

Date: 2015-12-01 06:22 am (UTC)
From: [identity profile] levgem.livejournal.com
выяснили, что ад есть, котлов там нет, экскурсии туда не направить, яблонь там не вырастить.

На марсе покомфортнее условия будут, наверное поэтому туда направлены ограниченные усилия.

(no subject)

From: [identity profile] snowman-sailor.livejournal.com - Date: 2015-12-01 06:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alex-anv.livejournal.com - Date: 2015-12-01 07:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Клинт Иствуд - Date: 2015-12-01 07:44 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] siron-nsk.livejournal.com - Date: 2015-12-01 01:58 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-12-01 10:19 am (UTC)
From: [identity profile] ikaktys.livejournal.com
в тех условиях нормально на поверхности ничего не поисследовать, все сгорит если на за час, то за три, даже пробы нормально не взять, ну и отрытий каких то особо не ожидают

Может всетаки соберутся и отравят туда что то летающее.

(no subject)

From: [identity profile] ixtiandra.livejournal.com - Date: 2015-12-01 01:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alex-avr2.livejournal.com - Date: 2015-12-01 10:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ixtiandra.livejournal.com - Date: 2015-12-01 10:44 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-12-01 05:57 am (UTC)
From: [identity profile] shtapoff.livejournal.com
Все жду, когда мне электронную версию книжки автор отправит :(

Date: 2015-12-01 06:58 am (UTC)
From: [identity profile] janblo.livejournal.com
Напишите ему. Я давно получил.

(no subject)

From: [identity profile] pilot-pirks.livejournal.com - Date: 2015-12-01 08:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ixtiandra.livejournal.com - Date: 2015-12-01 01:15 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-12-01 06:05 am (UTC)
From: [identity profile] vaquero1978.livejournal.com

Очень интересно

Date: 2015-12-21 09:27 am (UTC)
From: [identity profile] primardo.livejournal.com
Что интересного? Сняли поверхность Венеры, тоже мне.
Вот у меня приятель в прошлое воскресенье двух телок снял в три часа ночи. Так у одной у одной с собой щенок таксы был. Она его от чумки прививать водила и заблудилась в строениях.
А ты - Венера...

(no subject)

From: [identity profile] Юрий Шуйский - Date: 2016-01-15 02:10 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-12-01 06:06 am (UTC)
From: [identity profile] volobui.livejournal.com
Любопытно - почему не подняли угол камеры, чтобы сфотографировать, образно говоря, не то, что у тебя под ногами, а хотя бы в сторону горизонта

Date: 2015-12-01 06:30 am (UTC)
From: [identity profile] snowman-sailor.livejournal.com
Считали что из-за рефракции/туманы/пыли/лысых чертей горизонта все равно не увидеть и кадр будет испорчен.

(no subject)

From: [identity profile] hobober.livejournal.com - Date: 2015-12-01 07:07 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ikaktys.livejournal.com - Date: 2015-12-01 10:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pilot-pirks.livejournal.com - Date: 2015-12-01 08:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fan-d-or.livejournal.com - Date: 2015-12-01 08:33 am (UTC) - Expand

Date: 2015-12-01 06:27 am (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).
(screened comment)

Date: 2015-12-01 08:04 am (UTC)
From: [identity profile] Илья Аносов (from livejournal.com)
Залазь в баракамеру, выставляй +500 и 100 атмосфер. и сними лучше.

(no subject)

From: [identity profile] Клинт Иствуд - Date: 2015-12-01 08:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pilot-pirks.livejournal.com - Date: 2015-12-01 08:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Клинт Иствуд - Date: 2015-12-01 08:40 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bred-master.livejournal.com - Date: 2015-12-01 09:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] siron-nsk.livejournal.com - Date: 2015-12-01 02:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alex-avr2.livejournal.com - Date: 2015-12-01 08:44 am (UTC) - Expand

Date: 2015-12-01 08:28 am (UTC)
From: [identity profile] avhelp.livejournal.com
Посмотреть бы на поверхность планет из других галактик

Date: 2015-12-01 08:59 am (UTC)
From: [identity profile] evilhotaru.livejournal.com
Вряд ли они будут кардинально отличаться чем-то от имеющихся в нашей солнечной системе. Те же горячие\холодные булыжники, да газовые гиганты.

(no subject)

From: [identity profile] oceanology.livejournal.com - Date: 2015-12-01 09:49 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] foggy-aaron.livejournal.com - Date: 2015-12-01 09:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] siron-nsk.livejournal.com - Date: 2015-12-01 02:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] humanelement.livejournal.com - Date: 2015-12-02 12:53 am (UTC) - Expand

Date: 2015-12-01 08:53 am (UTC)
From: [identity profile] lazww.livejournal.com
Я слышал, что планируют отправить новую станцию на Венеру.

Date: 2015-12-01 08:56 am (UTC)
From: [identity profile] drugaja-evropa.livejournal.com
Эй,водороду бы туда...тогда бы завертелось-началось

Date: 2015-12-01 10:21 am (UTC)
From: [identity profile] ikaktys.livejournal.com
да его снова сдует ...

(no subject)

From: [identity profile] drugaja-evropa.livejournal.com - Date: 2015-12-01 11:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ikaktys.livejournal.com - Date: 2015-12-01 11:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] drugaja-evropa.livejournal.com - Date: 2015-12-01 11:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ikaktys.livejournal.com - Date: 2015-12-01 11:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] drugaja-evropa.livejournal.com - Date: 2015-12-01 01:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] siron-nsk.livejournal.com - Date: 2015-12-01 02:03 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-12-01 09:05 am (UTC)
From: [identity profile] zeke-hi.livejournal.com
отписка академика Сагдеева Р.З. повеселила))
а вообще конечно восхитительно, какие проблемы люди решали, жаль что сейчас это не приумножено, а только начинает восстанавливаться по крупицам

Date: 2015-12-01 04:57 pm (UTC)
From: [identity profile] lev-evgenevi4.livejournal.com
Приумножено. Не здесь.

Date: 2015-12-01 10:52 am (UTC)
From: [personal profile] xs46bm52
Облачный слой остался позади, а значит, не оставалось причины продолжать спуск на парашютах.
Не понял. Парашюты, вроде бы, действуют везде, где есть атмосфера, а не только облачный слой? :)

Date: 2015-12-01 11:53 am (UTC)
From: [identity profile] janblo.livejournal.com
Там атмосфера по физическим свойствам как бы не жидкость напоминает. Очень плотная. Очень.

(no subject)

From: [personal profile] xs46bm52 - Date: 2015-12-01 12:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] janblo.livejournal.com - Date: 2015-12-01 12:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] xs46bm52 - Date: 2015-12-01 07:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] de--novo.livejournal.com - Date: 2015-12-01 04:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] xs46bm52 - Date: 2015-12-01 05:18 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-12-01 10:56 am (UTC)
From: [personal profile] xs46bm52
И ещё интересно: груглый горизонт на панораме - это широкоугольная камера или таки атмосферные искажения?

Date: 2015-12-01 01:56 pm (UTC)
From: [identity profile] pilot-pirks.livejournal.com
Логика работы телефотометра. В общем, обычная геометрия. Кстати, там не ширик в прямом смысле слова. В телефотометре был только один ФЭУ. Развертка осуществлялась механически.

(no subject)

From: [personal profile] xs46bm52 - Date: 2015-12-01 02:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pilot-pirks.livejournal.com - Date: 2015-12-01 02:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] xs46bm52 - Date: 2015-12-01 02:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] siron-nsk.livejournal.com - Date: 2015-12-01 02:05 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-12-01 01:46 pm (UTC)
From: [identity profile] e-pipe.livejournal.com
Меня всегда интересовало: диск в верхней части СА -это на самом деле жесткий парашют (аэродинамический стабилизатор)?

Date: 2015-12-01 01:54 pm (UTC)
From: [identity profile] pilot-pirks.livejournal.com
Да, именно так.

Date: 2015-12-02 02:06 am (UTC)
From: [identity profile] g-kar.livejournal.com
Очень интересно, спасибо!

(no subject)

From: [identity profile] g-kar.livejournal.com - Date: 2015-12-02 06:47 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-12-02 10:19 am (UTC)
From: [identity profile] lx-photos.livejournal.com
классно, спасибо

Date: 2015-12-06 05:13 pm (UTC)
From: [identity profile] valeriy zinin (from livejournal.com)
Получается, это единственная фотография поверхности Венеры? Никто Американцы так и не повторили? Очень интересная планета...

Date: 2015-12-10 06:34 pm (UTC)
From: [identity profile] dzmitry lazerka (from livejournal.com)
ведь освещенную поверхность Венеры практически не видно с Земли.
Венера де вся освещена равномерно, без ночи, нет?

(no subject)

From: [identity profile] dlazerka.livejournal.com - Date: 2015-12-10 09:50 pm (UTC) - Expand
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [Bad username or site: Журнал ЖЖ @ livejournal.com] сослался на вашу запись в своей записи «Как снимали поверхность Венеры: при +500, высоком давлении и т.д. (http://www.livejournal.com/magazine/1203510.html)» в контексте: [...]
Владелец ЖЖ-сообщества Image (http://engineering-ru.livejournal.com/profile)engineering_ru (http://engineering-ru.livejournal.com/), Image (http://22sobaki.livejournal.com/profile)22sobaki (http://22sobaki.livejournal.com/), опубликовал фрагмент из книги Image (http://pilot-pirks.livejournal.com/profile)ПАВЛА ШУБИНА (http://pilot-pirks.livejournal.com/) «Венера: Неукротимая планета», рассказывающий о трудностях, ожидавшихся учёными при съёмке поверхности Венеры. Никто не давал гарантии — сработает ли самая сложная аппаратура.
[...]

Date: 2015-12-21 10:06 pm (UTC)
From: [identity profile] lenyadai.livejournal.com
офигеть, интересно)

Date: 2015-12-22 12:12 am (UTC)
From: [identity profile] dimakorban.livejournal.com
Да, интересно очень!)
Спасибо большое за статью!))

Date: 2015-12-22 03:54 pm (UTC)
From: [identity profile] lrlay777.livejournal.com
Офигеть!
Всего через 14 лет после полета Гагарина, и 18 после запуска футбольного мяча с рожками на околоземную орбиту- и такие достижения! Казалось бы- ну, при таких темпах прогресса, через сорок лет будет такоооое!
Вот и прошло сорок лет- и что? Радиуправляемую машинку на куда более легкий для исследования Марс американцы послали, и который год радуются. О пилотируемом полете как тогда мечтали, так до сих пор и мечтают.
Нет, что то с космонавтикой не то... Затормозился прогресс в ней. Не то от нее ожидали романтики 60-х, 70-х.
Ну наши ученые , сделавшие это- большие молодцы, конечно!

(no subject)

From: [identity profile] lrlay777.livejournal.com - Date: 2015-12-22 09:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lrlay777.livejournal.com - Date: 2015-12-22 09:47 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-12-24 03:03 am (UTC)
From: [identity profile] kamen-10.livejournal.com
Тема интересна. Сам Келдыш приезжал больной смотреть телеметрию...
А что сейчас? Полный ноль! И это мягко сказано. Венера, планета, РФ не нужна. Во всех отношениях. Есть лишь одни разговоры о ней. Хотят лететь на нее. В 2025. Одна из основных целей миссии- получить данные о составе грунтов. Зачем они РАН? Не пойму. Вероятно, чтобы " списать " кучу денег, якобы потраченных этой командой на " исследование "?
У меня есть камень. Предположительно, метеорит с этой планеты. Он нужен РАН? НЕТ. Высылал его образец в ГЕОХИ еще в октябре 2010. Ответили, что это габбро. Наглая ложь. Общался года полтора с самим А.Т.Базилевским. Его имя многим может многое сказать. И тот в кусты...
Весело получается. Может быть, интереса к камню нет потому, что найден он вне пределов РФ, на территории одной из стран НАТО? Если есть интерес, то могу дать о камне массу информации. Есть по нему и результаты анализов : минералогический, химический и изотопный, на кислород. который выполнен в июле 2013 в Калифорнийском университете.
Такие дела, мои дорогие...

Profile

engineering_ru: (Default)
Инженерия

December 2025

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
2122232425 2627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 23rd, 2026 10:00 am
Powered by Dreamwidth Studios