[identity profile] a-ndrej.livejournal.com posting in [community profile] engineering_ru
Оригинал взят у [livejournal.com profile] a_ndrej в Большой адронный коллайдер - Конкорд Что общего?
Бак-конкорддля web

Что общего может быть у суперсовременного ускорителя заряженных частиц большого адронного коллайдера (в дальнейшем БАК) построенного совсем недавно, в 2006 году и пассажирского сверхзвукового самолета Конкорда созданного в далеком шестьдесят девятом, кроме того, что они в свое время сделали переворот в науке и технике.

Прежде чем ответить на этот вопрос, я предлагаю сделать небольшой экскурс в историю развития техники и пробежаться по ее ключевым моментам, которые в свое время всколыхнули мир, полностью меняя представление людей о возможностях техники.
Немного истории
На первом этапе развития, техника носила случайный характер. Первые средства и орудия труда находились людьми случайно, а не изобретались специально. Только спустя много тысячелетий удалось, методом проб и ошибок, систематизировать и как-то упорядочить изобретение и изготовление примитивной техники. Техника на тот момент была настолько проста, что любой человек мог сделать себе такую же мотыгу как у соседа :).
Так как темпы развития техники на тот момент были очень низкими, то этот этап зарождения техники длился еще очень долго – сотни тысяч лет.
И вот не спеша, медленным ходом, технический прогресс докатился дошел до того, что для использования каких либо новых орудий, человеку нужна была более или менее серьезная подготовка. Кроме того для изготовления самого орудия нужна была намного более сложная подготовка и выучка, что приводило к более узкой специализации людей.
Теперь первый встречный не мог повторить любую технику у себя дома или где либо.
На данном этапе знания о том, как сделать то или другое орудие передавались от поколения к поколению. Ремеслу можно было научится только от старшего поколения, или методом проб и ошибок. Наука в процессе создания техники еще не участвовала.
В таком вот состоянии техника развивалась еще достаточно долгое время, аж до эпохи машинной техники.
В основе машинной технике лежит уже инженерная деятельность, которая нацелена на науку, на теоретическое и прикладное естествознание.
Развитие промышленности привело к превращению средства производства из орудия в машину, что привело к широкому внедрению машинной техники в производственный процесс. Этап машинной техники подразумевал в себе активное использование науки, и заменой мускульной силы человека какими либо силами природы (вода, пар, электричества, ветра).
В этот этап развития техники человечество создает целый ряд сверхсложных, на тот момент, машин.
Это и различные паровые машины
par_big
и универсальные автоматизированные прядильные станки
5480-0
и еще много того, чего не могло быть без активного привлечения науки.

Теперь наука и техника стали неотъемными частями технического прогресса, которые не могут существовать друг без друга. Ведь если не будет науки, то человечество постепенно спустится к ремесленному образу жизни, а если не будет техники (практического применения науки), то и не будет смысла что-то проектировать и рассчитывать.
Большими темпами технический прогресс дошел до создания пассажирского самолета, скорость которого превышает скорость звука.
Конкорд
Сверхскоростной пассажирский самолет Конкорд произвел фурор во всем мире.
1
Самолет представлял собой концентрацию всех знаний о аэродинамике, механике и многих других отраслей науки, без которой Конкорда (да даже самой простой паровой машины) никогда не было бы.
За 27 лет регулярных и чартерных рейсов было перевезено более 3 миллионов пассажиров, общий налёт самолётов составил 243 845 часов.
Это был достаточно дорогой быстрый и самолет.
Чтобы долететь с Европы до Америки, Конкорду сначала требовалось 4 часа, а потом около трех.
Но немногие люди могли позволить себе билеты на Конкорд, которые стоили чуть ли не вдвое дороже билетов на обычные самолеты, но и скорость его была большей.
Из-за дороговизны и высокого уровня шума Конкорд не имел большой популярности, а единая за всю его историю катастрофа, и вовсе сделала самолет, эту вершину научной мысли, неприбыльным и не популярным.
Простой народ сделал выбор в пользу комфортных, медленных и дешевых самолетов.
В следствии чего использование Конкордов было полностью прекращено в 2003 году.
Пилотам Конкорда пришлось переучиваться на другие самолеты - пусть и более эффективные с экономической точки зрения, но лишенные грации и элегантности "Конкорда".
"С арабского скакуна я пересаживаюсь на осла» - так сказал один из пилотов.
По мнению известного писателя А. П. Никонова, это был переломный момент в развитии современной техники. Люди выбрали медленную и комфортную жизнь вместо стремления новых открытий и исполнения грандиозных планов.
Большой адронный коллайдер
Но вот с большими трудностями, с задержками по срокам в 2006 году запустили новый ускоритель заряженных частиц Большой адронный коллайдер.
kollayder
53775
Он был построен в основном для того что бы найти неуловимый бозон Хиггса. Именно этого элемента не хватает для стандартной модели, которую физики разработали еще в 1960 году.
А вот и ответ на вопрос, который я задал в теме поста.
Ответ
Два этих монументальных творения человечества объединяет то, что и Конкорд и БАК не возымели поддержки от людей. Как и от Конкорда в свое время отказались от неоправданной (по их мнению) дороговизны, так и сейчас вокруг БАК ходят споры о его полезности.
На первой взятой статье о БАК почти все комментарии носят негативный характер, типа - зачем выкидать уйму денег на какой-то коллайдер, какая от него польза или лучше бы отдали эти деньги бедным африканцам. Вместо того чтобы хоть немного разобраться в принципах работы БАК и целях ученых которые работают круглосуточно над поисками новых элементов и открытий, люди безосновательно поливают современную науку грязью. Стоит задуматься, не будет ли БАК последним смелым научным рывком. Захочет ли человечество создать еще что-то насколько грандиозное как БАК? Или человечество уже не хочет больших открытий, и наука переключится на ублажение самого человека, создавая все новые телефоны, планшеты, телевизоры, автоматические унитазы? Неужели это все? Конец всем грандиозным амбициям, которыми грезило человечество? А Вы как думаете?
P.S.
Идея поста появилась после прочтения книги А. С. Никонова «Свобода от равенства и братства. Моральный кодекс строителя капитализма»
Источники:
http://ru.wikipedia.org/wiki/A%C3%A9rospatiale-BAC_Concorde
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%90%D0%9A
http://automationlab.ru/index.php/2011-05-12-06-16-44/302-3-------------
http://ria.ru/spravka/20100725/257362168.html
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Date: 2013-03-25 07:14 pm (UTC)
From: [identity profile] tassadar-ha.livejournal.com
Как будто телефоны, планшеты и телевизоры чем-то мешают БАК-ам и Конкордам.

Date: 2013-03-25 07:37 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-kuritsyn.livejournal.com
Образовался огромный разрыв между передовым краем науки и техники в развитых странах и средним уровнем образования, уровнем жизни людей. Огромное напряжение, грозящее бельшими бедами. Разумно в этой ситуации направить ресурсы на подтягивание отстающих. Да и двигаясь вперед с бешеной скоростью, не лишним было бы провести и разведку окрестностей.

Date: 2013-03-25 07:37 pm (UTC)
From: [identity profile] knowyouare.livejournal.com
Мысли в правильном направлении. Свой айфон ближе к телу.

Date: 2013-03-25 07:45 pm (UTC)
From: [identity profile] tassadar-ha.livejournal.com
Равно как и любая другая человеческая деятельность, за исключением естественных наук. Противопоставлять-то зачем?

Date: 2013-03-25 07:55 pm (UTC)
From: [identity profile] oll123.livejournal.com
Стоимость БАКа ничтожна на фоне реконструкции трассы Мск-Питер, или Олимп-Сочи. Какие такие затраты ? Копейки это.
Всё будет ок.

Date: 2013-03-25 08:04 pm (UTC)
From: [identity profile] ed-jan-lt.livejournal.com
А мне кажется, что Конкорд и БАК - симметрично противоположные вещи. В Конкорде абсолютно ничего нового не изобретено. Просто понты. Точно также как экскурсии в космос - любой каприз за ваши деньги.

Мне кажется что наука ради науки - это абсолютно бесполезное занятие. Можно, конечно, задаться целью и выяснить зависит ли порода заводимых домашних животных от количества сахара в крови хозяина. Но, зачем?
Другое дело, что без открытий фундаментальной науки, не было бы и науки прикладной. Для того чтобы пользоваться телеграфом, сначала надо было открыть электрический ток. Так что, люди не перестанут посылать спутники на Луну и Марс, разве что, понтов типа высадки человека на луну будет меньше, ведь автоматический луноход в сотни раз лучше справляется со своей задачей в десятки раз дешевле.

Date: 2013-03-25 08:04 pm (UTC)
From: [identity profile] kamilyanov.livejournal.com
Согласен. К чему эта романтизированная истерия?

Date: 2013-03-25 08:43 pm (UTC)
From: [identity profile] bazker bazker (from livejournal.com)
И не было бы сейчас не только телефонов и компьютеров, но и даже элементарной лампы накаливания...

да было бы. просто об электронах не знали бы.
человечество сотни лет пользовалось порохом без понятия почему оно бабахает

Date: 2013-03-25 09:07 pm (UTC)
From: [identity profile] skitalets.livejournal.com
был в БАК в прошлом году, услышал много умных слов )
ну а если серьезно, то БАК, в отличие, от Конкорда, является крайне важной вещью для развития фундаментальной науки, и всем понятно, что он и не должен приносить деньги. а Конкорд, все же, - это самолет, который должен принадлежать некой авиакомпании и приносить прибыль. ну а, поскольку, за всю историю авиационной индустрии не было почти ни одной компании, которые в принципе бы в долгосрочном периоде были прибыльными, такой явный прецедент убыточности точно никому не был нужен.
Edited Date: 2013-03-25 09:08 pm (UTC)

Date: 2013-03-25 09:10 pm (UTC)
From: [identity profile] serbod.livejournal.com
Конкорд - чисто коммерческий проект, не оправдавший себя экономически.
БАК - чисто научный проект, построеный не ради прибыли.

Вы еще Стругацких припомните, где Мироздание отпугивает ученых всякой неведомой фигней.

Date: 2013-03-25 09:19 pm (UTC)
From: [identity profile] dimorlus.livejournal.com
Что-то я не понял о чем пост. Самолет - коммерческий инженерный проект, оказавшийся в конце концов не прибыльным, и потому закрытым. А БАК - это фундаментальная наука. Инженерный проект обязан окупаться и приносить прибыль, он для этого и делается. И проект заканчивается, когда появляются более прибыльные способы решения той же задачи. А наука должна приносить знания. Ускоритель станет ненужен тогда, когда он их перестанет помогать приносить, или когда придумают что-то более результативное. На БАКе, я думаю, еще много лет будут работать и узнавать что-то новое. А если на самолете никто не хочет летать, то самолет не нужен. Если он кому-то так нравится, кто мешает его купить, или разработать свой такой же быстрый и красивый?

Date: 2013-03-25 09:53 pm (UTC)
From: [identity profile] igor-schwab.livejournal.com
вы таки будете смеяться, но лампа накаливания впервые появилась за сто лет до этой вашей камеры Вильсона

Date: 2013-03-25 09:56 pm (UTC)
From: [identity profile] igor-schwab.livejournal.com
Автор поставил себе цель натянуть сову на глобус и ценой титанических усилий сделал это. Ей-богу, мог ба свою энергию потрать с большим КПД
Edited Date: 2013-03-25 09:58 pm (UTC)

Date: 2013-03-25 10:07 pm (UTC)
From: [identity profile] ed-jan-lt.livejournal.com
Пост о электронах?

Date: 2013-03-25 10:47 pm (UTC)
From: [identity profile] bazker.livejournal.com
можно сделать. можно не сделать. если бы понадобилось - придумали бы. или обошлись бы без трубки.

Date: 2013-03-25 10:49 pm (UTC)
From: [identity profile] bazker bazker (from livejournal.com)
смотря что считать прогрессом. дирижабли вот забросили совсем. и из пушки на луну не слетали.

Date: 2013-03-25 10:52 pm (UTC)
From: [identity profile] bazker bazker (from livejournal.com)
ИМХО основная проблема БАКа - чрезмерная шумиха вокруг него. Ускорители делают уже лет 60. Колец этих в земле закопано уже штук 6, а как бы не 10. Кого они волнуют?
А тут раззвенели "Мы потратим много милллионов зеленых чтобы проверить есть там чото непонятное или нету. А еще черная дыра, всем бояться"



Отдельным пунктом. Негров в Африке кормить - глупость.

Date: 2013-03-25 10:59 pm (UTC)
From: [identity profile] dimorlus.livejournal.com
Это ли не регресс?

Нет, не регресс, летают тем, чем летать выгоднее. Дольше, да, но существенно дешевле. На сверхзвук слишком много керосина уходит. Некой технологической ступенькой он, может быть, и был (я достаточно далек от авиастроения, не берусь судить). Там, где важна скорость, сверхзвуковые самолеты продолжают [пока] делать. Возможно, дальнейшее развитие техники сделает и военные сверхзвуковые самолеты не нужными. А может быть и нет, этого нельзя знать. Как бы там ни было, какое это все к коллайдеру отношение имеет? Его пока что никто не закрывал, и, вроде, не собирается. Но в отличие от Конкорда, его никто в расчете на прибыль и не строил. Его могут закрыть из-за отсутствия финансирования,конечно, или, как я уже сказал, если он исчерпает себя с научной точки зрения, но не из-за отсутствия прибыли.

Date: 2013-03-25 11:09 pm (UTC)
From: [identity profile] dimorlus.livejournal.com
Электронные лампы появились за несколько лет до камеры Вильсона (коммерческие), а электрон открыли еще в семидесятые года девятнадцатого века. Собственно, исследуя вакуумные лампы накаливания. Ускорители - это уже совсем другая физика.
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Profile

engineering_ru: (Default)
Инженерия

December 2025

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
2122232425 2627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 22nd, 2026 07:36 am
Powered by Dreamwidth Studios