http://22sobaki.livejournal.com/ ([identity profile] 22sobaki.livejournal.com) wrote in [community profile] engineering_ru2014-10-07 10:49 am

Смена железнодорожной колеи на ходу

Стандартов ширины железнодорожной колеи довольно много. Обычно при переезде в другую зону поезд останавливают на несколько часов, поднимают вагоны и меняют вагонные тележки.


Но оказывается, станции по автоматическому изменению колеи существуют уже лет сорок. Трансформация происходит на ходу, на скорости до 15 км/час.


Систем смены колеи на ходу несколько, один из пионеров тут - компания Talgo, которая уже в 60-х решила вопрос с изменением колеи вагонов на границе Франции и Испании. По мере прохождения поездом переводного устройства на каждую колёсную пару приходится пять фаз коррекции колеи:


1. Боковые части тележки вступают в контакт с внешними направляющими, колеса разгружаются от веса вагонов.
2. Опоры замков, расположенные внизу тележки, соединяются со специальными направляющими и отжимаются вниз, при этом разблокируют крепления осей.
3. Специальные рельсы, установленные под углом, сдвигают колёса ближе друг к другу или разводят их в стороны.
4. Замки смещаются обратно вверх и фиксируют оси в новом положении.
5. Колёса вступают в контакт с рельсами и на них снова переносится вес вагона.



Несколько лет назад проскакивала новость, что такие вагоны собирается закупить Россия с прицелом на поезд Москва-Берлин, но дошло ли до реализации - мне неизвестно.

http://www.membrana.ru/particle/16344
http://www.hsrail.ru/abouthsr/trains/Talgo/

[identity profile] mechanic032.livejournal.com 2014-10-07 06:59 am (UTC)(link)
Была совсем недавно новость, что уже купили. Сейчас обкатывают/снимают показания по нашим маршрутам.

(no subject)

[identity profile] serokoy.livejournal.com - 2014-10-07 10:10 (UTC) - Expand

[identity profile] serokoy.livejournal.com 2014-10-07 07:09 am (UTC)(link)
Купили, уже на Щербинке по кольцу прокрутили.
И до Новгорода этот скворешник пустят.

[identity profile] soldatovdd.livejournal.com 2014-10-07 07:19 am (UTC)(link)
По схеме автоматической смены колёс - у них там полуоси что ли?
Году в 2000 на Щербинском кольце проходила испытание колёсная пара с раздвижной (телескопической) осью - как-то не срослось.

Полуоси

[identity profile] shoorick.livejournal.com 2014-10-07 07:43 am (UTC)(link)
Ага, полуоси там. Недавно [livejournal.com profile] russos Александр Попов писал и фотографировал: А вот у РЖД новый поезд! (http://russos.livejournal.com/1150078.html) — про свежие испытания уже на участке Москва — Владимир.

[identity profile] roquefort-tln.livejournal.com 2014-10-07 07:59 am (UTC)(link)
никогда не мог понять - зачем терять несколько часов и много денег на смене тележек вместо того, чтоб поставить два поезда параллельно и перегнать всех паксов из русского в европейский за полчаса.
Имхо, современный человек более чем привычен к скаканию на пересадках из одного транспортного средства в другое

[identity profile] aliaksei.livejournal.com 2014-10-07 08:15 am (UTC)(link)
Никаких нескольких часов. В Бресте меняют колеса сильно быстрее, заодно еще и пограничный контроль проводят.

[identity profile] jurisfox.livejournal.com 2014-10-07 09:09 am (UTC)(link)
Из Таллинна в Варшаву ходил поезд с такой пересадкой на литовско-польской границе. Из уютного
купе российского купейного в их сидячие купе и потом черте сколько ползти до Варшавы.
Да и погодка тогда сподобилась - мокрый снег и +1.
Не доводилось ездить в их европейских купе (спальные вагоны с трехяпусными полками и в России
эксплуатировались)

(no subject)

[identity profile] jurisfox.livejournal.com - 2014-10-08 09:53 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] jurisfox.livejournal.com - 2014-10-08 09:52 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] jurisfox.livejournal.com - 2014-10-09 11:47 (UTC) - Expand

[identity profile] ahitech.livejournal.com 2014-10-07 11:47 am (UTC)(link)
И все вещи с собой перетаскивать? А багажные / почтовые / товарные вагоны? А цистерны с 80 тоннами высокотоксичных или горючих жидкостей — насосами перекачивать? А если в поезде по пятьсот вагонов, как в поездах с углём из Кузбасса (http://rekordy-ginnesa.ru/texnika/samyj-dlinnyj-poezd-v-mire.html), кто будет весь этот уголь из одного поезда в другой перегружать?

Честное слово, менять тележки дешевле.

[identity profile] antontsau.livejournal.com 2014-10-07 08:03 am (UTC)(link)
зачем это надо испанцам - понятно, у них там активное скоростное жд сообщение с Францией, а колея разная. Зачем это нужно РЖД, у которой на европейскую колею в день переползает полтора вагона, не ясно совсем.

А у нас тут в стране ТРИ разных магистральных колеи, и то никто не жужжит. Столицы штатов связаны стефенсоновской, стандартной, местные перевозки на местных (широкой или узкой), а если кому очень надаааааа приехать по одной колее а уехать по другой - то он перегружается, это не так сложно, что для пассажиров что для контейнеров, поставил рядом два поезда, шлепшлеп и всеоказалось в другом вагоне. А всякие навальные, генеральные и прочие жидкие грузы между колеями уже давным давно не ездят, все такое едет на грузовиках прямо от точки до точки.

(no subject)

[identity profile] antontsau.livejournal.com - 2014-10-07 08:21 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] antontsau.livejournal.com - 2014-10-07 09:03 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] antontsau.livejournal.com - 2014-10-07 10:27 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] z-zwang.livejournal.com - 2014-10-07 16:48 (UTC) - Expand

[identity profile] komolcev.livejournal.com 2014-10-07 08:06 am (UTC)(link)
Да, эти составы закуплены в том числе на направление Москва - Берлин. Недавно в ОАО "РЖД" прошёл конкурс на название всего поезда; выбрали "Стриж", хотя я предлагал "Маршал Жуков". Чтоб помнили.

(no subject)

[identity profile] koshovske.livejournal.com - 2014-10-07 14:12 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] avaharu.livejournal.com - 2014-10-07 09:57 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] poulsam.livejournal.com - 2014-10-07 10:06 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] antontsau.livejournal.com - 2014-10-07 10:28 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] poulsam.livejournal.com - 2014-10-07 11:50 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] igor-schwab.livejournal.com - 2014-10-08 13:22 (UTC) - Expand

[identity profile] sfrolov.livejournal.com 2014-10-07 08:11 am (UTC)(link)
Сначала подумал, зачем вагонам метро менять колею...

[identity profile] aliaksei.livejournal.com 2014-10-07 08:13 am (UTC)(link)
Обычно при переезде в другую зону поезд останавливают на несколько часов, поднимают вагоны и меняют вагонные тележки.
Может в азии так, а у нас в Бресте сие делается гораздо быстрее.

(no subject)

[identity profile] timshapkin.livejournal.com - 2014-10-08 08:02 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] timshapkin.livejournal.com - 2014-10-08 18:53 (UTC) - Expand

Вопрос в надёжности конструкции

[identity profile] videocontroler.livejournal.com 2014-10-07 08:21 am (UTC)(link)
> станции по автоматическому изменению колеи
Сконструировать такое не сложно, сложно сконструировать так, чтобы конструкция была надёжной. Колёсные пары должны накатывать миллионы километров. Конструкция со сменой колеи не должна этот ресурс сильно снижать. Какой ресурс у приведённой конструкции - непонятно.

[identity profile] photo-pro.livejournal.com 2014-10-07 08:38 am (UTC)(link)
>> Несколько лет назад проскакивала новость, что такие вагоны собирается закупить Россия с прицелом на поезд Москва-Берлин, но дошло ли до реализации - мне неизвестно

Уже закупили.
Image

[identity profile] alexander schnurrbart (from livejournal.com) 2014-10-07 09:49 am (UTC)(link)
один раз сталкивался, несколько часов - это сильное преувеличение.
поскольку совмещено с пограничным и таможенным досмотром (Брест), вся процедура заняла 1 час 45 мин.

поезд Москва-Берлин из Москвы в Берлин едет чуть больше суток и стоит мин. 200 евро.
купе оч. маленькое и если пассажиры не родственники - поездка превращается в ужас.
самолёт летит 2 часа и стоит 100 евро.

регулярно ходят слухи, что поезд отменят по причине нерентабельности.
Edited 2014-10-07 09:51 (UTC)

[identity profile] z-zwang.livejournal.com 2014-10-07 04:50 pm (UTC)(link)
нерентабельно, зато даёт возможность совершить кругосветку по поверхности Земли ) да и романтично просто )

(no subject)

[identity profile] alexander schnurrbart - 2014-10-07 17:17 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] z-zwang.livejournal.com - 2014-10-07 17:24 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] alexander schnurrbart - 2014-10-07 17:18 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] z-zwang.livejournal.com - 2014-10-07 17:26 (UTC) - Expand

[identity profile] ezyk091978.livejournal.com 2014-10-07 10:27 am (UTC)(link)
С тележками, как говориться, не всё так однозначно :)
Вместе с ними меняют сцепки (в Европе винтовая упряжь) и тормозные воздухораспределители, что позволяет "их" локомотиву вести поезд из "наших" вагонов. Сама процедура отработана до мелочей и считается наиболее безопасным способом пересечения границ.

Поезд "Тальго" постоянного формирования, поэтому с обоих сторон у него особые концевые вагоны, которые делают излишней замену всего этого. Правда локомотивы при пересечении границы отцепляют, заказывать их с раздвижными колёсными парами не стали.

Особенности конструкции "Тальго" позволяют поднять участковую скорость без реконструкции железной дороги. С такими вагонами путь до Берлина займет часов 18-ть, если не меньше.

(no subject)

[identity profile] photo-pro.livejournal.com - 2014-10-07 12:26 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] photo-pro.livejournal.com - 2014-10-07 21:18 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] photo-pro.livejournal.com - 2014-10-08 07:03 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] ezyk091978.livejournal.com - 2014-10-07 13:39 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] ezyk091978.livejournal.com - 2014-10-08 05:16 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] ezyk091978.livejournal.com - 2014-10-08 17:01 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] ezyk091978.livejournal.com - 2014-10-09 02:21 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] ezyk091978.livejournal.com - 2014-10-09 11:53 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] kneiphof.livejournal.com - 2015-01-02 14:46 (UTC) - Expand

[identity profile] orionen.livejournal.com 2014-10-07 10:54 am (UTC)(link)
все гениальное просто)

[identity profile] noddeat.livejournal.com 2014-10-07 11:55 am (UTC)(link)
Поезд Вроцлав–Львов такой, ездит где-то с 2008 года. До этого было так, как предлагает комментатор выше: поезд УЗ ехал до Пшемысля (приграничный польский городок), до которого была протянута широкая колея, там народ проходил паспортный контроль и пересаживался уже на польские поезда. Назад также.

>компания Talgo, которая уже в 60-х решила вопрос с изменением колеи вагонов на границе Франции и Испании.

сейчас в Испании все линии быстрых поездов AVE имеют ширину 1435 мм, кстати, что делает их несовместимыми с обычными линиями, имеющими «иберийскую» ширину 1600 мм. Скорее всего, эту технологию сделали именно по этой причине, а не для поездок во Францию.

[identity profile] dplyugin.livejournal.com 2014-10-07 01:32 pm (UTC)(link)
Да, поезда закуплены, теперь обкатываются.

ТОП: 19:40 MSK

[identity profile] magictop30.livejournal.com 2014-10-07 07:40 pm (UTC)(link)
Вы попали в Т30P (http://www.t30p.ru) самых обсуждаемых тем в блогосфере.
Почитать текст со всеми комментариями по ссылке (http://tools.t30p.ru/?http%3a%2f%2fengineering-ru.livejournal.com%2f268445.html).
Это Ваш 48-й ТОПовый пост в этом году.
Посмотреть статистику автора можно в карточке топблогера (http://rating.t30p.ru/?engineering_ru.livejournal.com&p=tops).Image

[identity profile] whiteelk.livejournal.com 2014-10-08 06:50 am (UTC)(link)
Интересный факт с другой границы:
старая имперская колея России - 1524 мм. С 1970-х в СССР годов заменялась на 1520 мм.
При этом в Финляндии так и осталась 1524 мм. Теперь поезд "Аллегро" рассчитан на 1522 мм с необходимыми допусками и ездит и по 1520 и по 1524.

[identity profile] ezyk091978.livejournal.com 2014-10-08 06:43 pm (UTC)(link)
Колею у нас сузили в 70-е, когда начали поднимать скорости движения. Расстояние между гребнями бандажей не изменилось, поэтому в колее подвижной состав сидит «плотнее». Болтать меньше стало.