http://22sobaki.livejournal.com/ ([identity profile] 22sobaki.livejournal.com) wrote in [community profile] engineering_ru2016-03-01 06:40 am

FIDO - служба разгона тумана

До введения Закона о чистом воздухе (The Clean Air Act) густые туманы в Англии не были редкостью (см., например, Великий смог). Самолет, вылетевший во время войны на бомбардировку Германии при хорошей погоде, по возвращению мог попасть в такой туман, при котором не видно посадочной полосы.

По инструкции пилот в этом случае должен направить самолет в сторону моря, а сам вместе с экипажем выброситься на парашютах. Это приводило к значительным небоевым потерям самолетов.

В 1942-м британцы придумали FIDO - огневую систему разгона тумана:


Устройство для рассеивания тумана состояло из трех труб, проложенных с обеих сторон взлетно-посадочной полосы (ВПП). Две лежали на земле, верхняя располагалась над ними; в нижних трубах были выполнены отверстия.






В верхний трубопровод нагнеталось горючее, которое перетекало в нижние трубы и через отверстия било струйками вверх. Электрическим путем или вручную струи поджигали, верхняя труба прогревалась, горючее в ней испарялось и система выходила на рабочий режим: из отверстий била не жидкость, а бензиновые пары, образующие факелы высотой 60-180 см.


Тепло от пламени испаряло капельки тумана, и тот рассеивался.
Когда система прогревалась, то черный дым исчезал и оставалось относительное чистое пламя.
До и после включения системы (через 9 минут):


Использование системы при различных направлениях ветра:


После первой ночной тестовой посадки пилот сказал, что ощущал себя цирковым львом, которому надо прыгнуть в горящий обруч. Была небольшая турбулентность от горячего воздуха, но проблем она не доставила.

Боевое крещение система получила ночью 19 ноября 1943 года в местечке Fiskerton, когда она за 10 минут улучшила видимость в тумане со 100 ярдов до 2-4 миль. Приземления в ту ночь сопровождались комментариями летчиков типа "Казалось, мы спускаемся в ад, но в итоге оказалось не так плохо".


C этого дня и до конца 1943 года в Fiskerton было совершено 39 успешных посадок в тумане. Весной 1944-го уже восемь английских аэродромов оборудованы FIDO, еще семь были в процессе. В случае сильного тумана возвращавшиеся бомбардировщики садились на ВПП с FIDO, заправлялись, и после наступления летной погоды разлетались по своим базам.
Свет от пламени иногда был настолько сильным, что зарево было видно с голландского побережья.

Горючее находилось в баках на краю аэродрома, закопанных или защищенных кирпичной кладкой.




Расход топлива был громадный - 450 куб.м/час на полосу средней длины. Систему обслуживало 20 человек.
Насосная:


Всего с 1943 по 1945 год в Британии, используя FIDO, успешно приземлилось 2486 самолетов, из них 79 при видимости менее 100 метров. Использовали эту систему и американцы на Алеутских островах.

Стоимость одной посадки самолета в тумане составляла 625-1500 фунтов по оценкам британцев или $4000-5000 по оценкам американцев.

Были попытки послевоенного применения системы, в частности, в аэропорту Хитроу. Позже были эксперименты в парижском Орли и пекинском Наньюане с установкой вдоль полосы реактивных двигателей для тех же целей. Но то ли это оказалось слишком дорого, то ли туманов стало меньше, а может автоматика "подтянулась", но на гражданке система не прижилась.

Фильм 1946 года с грифом "Secret" с устройством системы, видами с воздуха и т.д. (англ.):

[identity profile] genka8.livejournal.com 2016-03-01 04:03 am (UTC)(link)
Интересно.
Видео не то.

[identity profile] blak-n-wait.livejournal.com 2016-03-01 04:13 am (UTC)(link)
>Фильм 1946 года с грифом "Secret" с устройством системы, видами с воздуха и т.д. (англ.)
не тот ролик вставлен

[identity profile] deathtiny.livejournal.com 2016-03-01 04:39 am (UTC)(link)
новыми красками заиграло "я - старый ФИДОшник" -))

[identity profile] angeldust2011.livejournal.com 2016-03-01 11:33 am (UTC)(link)
Дада, я тоже сразу об этом подумал. :-))

[identity profile] vovalder.livejournal.com 2016-03-01 05:36 am (UTC)(link)

Почему не использовали газ?

[identity profile] martinmics.livejournal.com 2016-03-01 06:11 am (UTC)(link)
А где его взять в таких количествах, если газопровода нет? Бензин все равно для самолетов поставлялся, тогда именно он был основным авиатопливом.
Дорого, но самолет в море топить еще дороже.

[identity profile] ezyk091978.livejournal.com 2016-03-01 05:56 am (UTC)(link)
Хорошая вещь, но с бешеным расходом бензина.

[identity profile] ikaktys.livejournal.com 2016-03-01 08:07 am (UTC)(link)
читал где то что примерно так же пробовали вызывать дождь, но жгли соряку что б коптила, т.е. потоки горячего воздуха + частички сажи для зарождения капель, но сожгли килотонны солярки, а "выхлоп" был минимален

[identity profile] ezyk091978.livejournal.com 2016-03-01 01:48 pm (UTC)(link)
Это называлось метеотрон. Французы ставили опыты в Сахаре по вызыванию дождя, а вместо него получился смерч.

[identity profile] e-pipe.livejournal.com 2016-03-01 06:04 am (UTC)(link)
Огромный примус...

[identity profile] grzimelek.livejournal.com 2016-03-01 07:47 am (UTC)(link)
Верно, принцип тот же.
Только там основное давление нагревом создавалось, а не насосом подкачки.

[identity profile] vendy-fog.livejournal.com 2016-03-01 06:13 am (UTC)(link)
познавательно

[identity profile] belonogovalexey.livejournal.com 2016-03-01 07:22 am (UTC)(link)
Война делает возможным реализацию самых безумных технических решений.

[identity profile] bukvoed.livejournal.com 2016-03-01 08:19 am (UTC)(link)
Спасибо, интересно.

[identity profile] kirytch.livejournal.com 2016-03-01 08:29 am (UTC)(link)
"Свет от пламени иногда был настолько сильным, что зарево было видно с голландского побережья" - в оригинале экипажами. а то получается, будто стоя на берегу.

[personal profile] alll 2016-03-01 08:56 am (UTC)(link)
Странно, что немцы упускали такую шикарную возможность сыпануть бомб прямо по взлётной полосе.

[identity profile] tezet.livejournal.com 2016-03-01 02:50 pm (UTC)(link)
вернее было пробить пару отверстий в напорной трубе

[personal profile] alll 2016-03-01 03:48 pm (UTC)(link)
Ну, бомбы они такие, парой отверстий обычно не ограничиваются. А десантировать вот в это специально обученных людей как-то жалко.

[identity profile] mipt-stan.livejournal.com 2016-03-02 03:01 pm (UTC)(link)
Думаю, они не упускали такую возможность и в хорошую погоду, так что включённые огни им были не нужны.

А что тогда были за полосы? С бетонным покрытием, или просто укатанный грунт? Если второе, то бомбить такую полосу бесполезно, ибо восстанавливается покрытие ротой солдат за пол часа.

[personal profile] alll 2016-03-02 06:01 pm (UTC)(link)
В хорошую погоду истребители наводятся по радару в пределы прямой видимости и ага. А в туман ночью эти самые пределы видимости нулевые.

> С бетонным покрытием, или просто укатанный грунт?

Скорее всего бетонка - аэродромы тыловые, стационарные, за линией фронта их переносить никто не собирался очевидно. :) А с грунтовки стратегической авиации летать как-то не того, особенно в дождь, а потом ещё и ждать, пока просохнет...

> восстанавливается покрытие ротой солдат за пол часа

И весь этот час вернувшиеся с бомбёжки самолёты ждут возможности сесть. А бензобаки не бесконечные. И солдаты кроме починки покрытия ещё и тушат топливо, пролившееся из разорванных взрывами труб системы разгона тумана. И чинят эту самую систему. :)

[identity profile] rus-art6820.livejournal.com 2016-03-01 02:29 pm (UTC)(link)
Напомнило французский метеотрон, наш был собран из реактивных двигателей, а вот французский был факельный. Не удивлюсь если французы вдохновились вот этой штукой создавая свой метеотрон.

[identity profile] rus-art6820.livejournal.com 2016-03-01 07:27 pm (UTC)(link)
Да, круто с огнём и дымом! А наши просто взяли десять турбореактивных движков и включили их одновременно.
http://web.mit.edu/alamaro/www/stuff/soviet_jets.pdf
Огня с дымом не было, но птицы над Севаном летать временно перестали из за шума.
В старом каком-то номере журнала "Вокруг света" была статья про нашу установку на Севане.

[identity profile] rus-art6820.livejournal.com 2016-03-02 06:34 am (UTC)(link)
Вот же склероз, а я почему-то "помнил" что двигателей было десять:(

[identity profile] t-igor.livejournal.com 2016-03-01 11:06 pm (UTC)(link)
Лейтенант Артур Кларк принимал участие в этом проекте.

[identity profile] artsamokhod.livejournal.com 2016-03-03 12:09 am (UTC)(link)
Название FIDO зачётное!

[identity profile] leonovvaleri.livejournal.com 2016-03-07 05:56 pm (UTC)(link)
На пятом снимке сверху отчетливо видно человечка с факелом. Система зажигания была ручная)
Edited 2016-03-07 17:57 (UTC)

[identity profile] leonovvaleri.livejournal.com 2016-03-07 06:41 pm (UTC)(link)
Пока разрабатывали электрическое зажигание - война закончилась)

[identity profile] lx-photos.livejournal.com 2016-03-09 04:57 am (UTC)(link)
классно

[identity profile] loclay.livejournal.com 2016-03-09 05:05 am (UTC)(link)
А почему нельзя было просто красных фонарей нафигачить вдоль взлётной полосы?
Или в таком тумане это было бессмысленно, что даже красный цвет видно не было?

[identity profile] loclay.livejournal.com 2016-03-09 11:51 am (UTC)(link)
Так как у красного цвета длина волны в видимом спектре наибольшая, то красный цвет частично огибает капельки тумана, испытывая меньшее рассеяние на них.

[identity profile] loclay.livejournal.com 2016-03-10 06:27 am (UTC)(link)
Если бы освещение было бы не эффективны, то ВПП не освещали.