http://nicka-startcev.livejournal.com/ ([identity profile] nicka-startcev.livejournal.com) wrote in [community profile] engineering_ru2019-04-15 07:54 pm

электроподстация/злектрика

В который раз забываю, но внезапно вспомнил. С работы езжу мимо электроподстанции. Там ввод высоковольтных проводов через длинные цепочки изоляторов (это понятно).

А вот любопытно, цветовая маркировка фаз - она глобально-однозначная, вообще от балды, или локально-однозначная? В смысле, синфазные фазы будут окрашены в один цвет в пределах всей ЭнергоСистемы, или только в пределах одного локального местного объекта, или в пределах одной линии от трансформатора/источника до трансформатора/потребителя? Какой цвет от которого отстает-опережает - тоже нормируется?

И еще вопрос. с одного/двух концов цепочки изоляторов (на подстанции) видел что-то типа толстотелого металлического бублика, несколькими штырями прикрепленного к изолятору. Или даже два бублика - издали похоже на каркас абажура для лампы. Как я понимаю, это для "скругления" электрических полей и прочей борьбы с Святым Эльмом и его подельниками. А как эта штука правильно называется?

[identity profile] boud.livejournal.com 2019-04-15 07:29 pm (UTC)(link)
В целом, важно только чередование и по правилам, желтый-зеленый-красный должно идти.
Другое дело, что внутри щитовой крайне желательно чтобы фаза А всегда была фазой А. Просто для безопасности персоналаю

[identity profile] pcmag.livejournal.com 2019-04-15 08:04 pm (UTC)(link)
Вынесут Вас с двойкой с экзамена по электробезопасности за такой ответ. Цветовая маркировка фаз однозначная и приведена в ПУЭ. Пункт лень искать.

[identity profile] 0urob0ros.livejournal.com 2019-04-15 09:55 pm (UTC)(link)
Да. Вынесут сперва с экзамена, а потом еще подошедшие электрики добавят лопатой по голове.

[identity profile] bmc938.livejournal.com 2019-04-16 09:42 am (UTC)(link)
Была однозначная.

ПУЭ
1.1.30. Буквенно-цифровые и цветовые обозначения одноименных шин в каждой электроустановке должны быть одинаковыми.
Шины должны быть обозначены:
1) при переменном трехфазном токе: шины фазы A — желтым, фазы B — зеленым, фазы C — красным цветами;

ГОСТ Р 50462-2009
5.2.3 Фазные проводники в электрических цепях переменного тока
Для фазных проводников предпочтительными цветами являются черный, коричневый и серый.

[identity profile] bmc938.livejournal.com 2019-04-17 04:48 am (UTC)(link)
1.1.3. Электроустановка - совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другие виды энергии.

[identity profile] simsun.livejournal.com 2019-04-15 07:39 pm (UTC)(link)
если хочется повеселее, с огоньком, можно спросить тут : https://pikabu.ru/community/electrician
Хотят называется электрики, но там и 500кВ проскакивает

[identity profile] vaquero1978.livejournal.com 2019-04-15 07:47 pm (UTC)(link)
в наших краях (Канада) бублик называеся corona ring, на русском видимо что-то похожее

[identity profile] aikr.livejournal.com 2019-04-15 08:09 pm (UTC)(link)
Коронирующее кольцо.

[identity profile] http://users.livejournal.com/chink_/ 2019-04-16 08:03 am (UTC)(link)
По-русски аналог corona ring - защитные кольца и защитные экраны. Применяются соответственно на воздушных линиях 330 кВ и 500 кВ и выше.

[identity profile] pcmag.livejournal.com 2019-04-15 08:06 pm (UTC)(link)
Это разрядник скорее всего. При значительном превышении номинального напряжения, через него происходит пробой на мачту и в устройство заземления.

[identity profile] alaft.livejournal.com 2019-04-15 08:07 pm (UTC)(link)
http://pue7.ru/pue7/punkt.php?n=1.1.29&k=1.1.39

[identity profile] cheslav-kara.livejournal.com 2019-04-15 08:21 pm (UTC)(link)
цветовая маркировка фаз - однозначная в пределах страны или группы стран.
В России принято ЖЗК : фаза А - желтый, В - зеленый, С - красный.

Это обязательно.

В Европе- КСЧ: коричневый - серый - черный.
В других странах свои стандарты (легко гуглится).

У нас, по идее, попытались перейти на европейский стандарт - 400 (а не 380) вольт и КСЧ-маркировку. Вроде даже новый ГОСТ приняли. Но как-то "не взлетело". Так что работаем по-старинке, как деды завещали ЖЗК, так на том и стоим...

[identity profile] net-smysla-net.livejournal.com 2019-04-16 03:46 am (UTC)(link)
во всей энергосистеме синхронизация полная
то есть во всех розетках страны фаза А со смещением ноль!

[identity profile] alaft.livejournal.com 2019-04-16 04:31 pm (UTC)(link)
страна же большая, а угол 120 градусов при 50 герцах - это 2000 км по скорости света. Как синхронизируют фазу А между Москвой и Омском?

[identity profile] net-smysla-net.livejournal.com 2019-04-16 05:05 pm (UTC)(link)
логично..))

[identity profile] net-smysla-net.livejournal.com 2019-04-16 05:09 pm (UTC)(link)
только скорость светы тут ни при чём
в сети синхронизируются генерирующие мощности
например, саяно-шушенская гэс и каширская грэс итдитп
в итоге, все генераторы в сети работают синхронно
что в москве, что в омске фаза А будет фазой А
и никакого сдвига ни на один градус!..))

[identity profile] alaft.livejournal.com 2019-04-16 05:17 pm (UTC)(link)
как ни при чем? Фаза А через 2000 км станет синфазна фазе B, генерируемой в тех местах, так как пики амплитуды на этом расстоянии задержатся на 1/150 секунды по сравнению с генерирующей станцией. Как фазы сопрягаются-то на расстоянии в тысячи километров?
Edited 2019-04-16 17:17 (UTC)

[identity profile] vkorehovisback.livejournal.com 2019-04-16 05:19 pm (UTC)(link)
глупости говорите, конечно будут разные фазы в разных географиях, ведь сигналы распространяются с задержкой, о которой вам уже сказали.

[identity profile] cheslav-kara.livejournal.com 2019-04-16 06:55 am (UTC)(link)
Нет, не гарантируется. Теоретически должны. Но надо каждый раз проверять. Тут еще зависит, где именно эту фазу А вы будете брать - на подстанции 500 кВ (там да, фазы по всей стране, скорее всего, одинаковы) или на щитке у себя на объекте. В пути фазы запросто могут поменяться местами.
Кстати, именно в Москве фазировка (чередование фаз) в общей сети обратная (видать когда-то давно ошиблись, так и до сих пор расхлебываем). Так что каждый раз при подключении нового объекта надо проверять (ну вообще говоря проверять надо всегда, конечно).

[identity profile] vaquero1978.livejournal.com 2019-04-16 10:56 pm (UTC)(link)
как заметили выше на 500кВ оно может и сойдется с поправкой на расстояние, а вот ниже нужно будет смотреть сколько трансформаций напряжения претерпели, пока их не решили сравнить. Каждый транс вносит сдвиг по фазе в 30 градусов и если, например, в Москве сразу понизили до 10кВ, а в Урюпинске сначала до 220кВ, а потом уже до 10кВ, то угол между А фазами будет отличен от нуля.

[identity profile] mtyukanov.livejournal.com 2019-04-16 07:36 am (UTC)(link)
Ну как не взлетело -- частично правостороннее движение.

Кабель КСЧ (другого нет) подключают к шинам ЖЗК, отвечать в случчего монтажникам и инженерам на местах.

ПУЭ вроде действует, вроде нет, или действует, но в части требований, не противоречащих системе ГОСТ 50571, которые тоже то ли действуют, то ли нет.

А строители задолбались ждать, пока энергетики разберутся, и в новой версии СП поставили пункт
14.10 Фазные проводники, а также нулевые защитный и рабочий проводники РЕ и N, совмещенный нулевой и защитный PEN-проводник должны различаться маркировкой или цветом по ГОСТ Р 50462.
Примечание - Маркировка шин с помощью цветов, установленная в стандарте, отличается от применяемой в Российской Федерации на протяжении нескольких десятилетий. Поэтому, во избежание электротравматизма, рекомендуется при применении цветовой маркировки шин по ГОСТ Р 50462-2009 на дверцах ВРУ и ГРЩ размещать надпись: «Фазные шины промаркированы по ГОСТ Р 50462-2009 коричневым, черным и серым цветами».

В общем, низковольтные КСЧ, высоковольтные ЖЗК -- это типа как при съезде с магистрали на дорогу местного значения происходит переход с правостороннего на левостороннее движение, правда, камер не ставят, и все как-то приладились, но при авариях сажают всех.

[identity profile] livejournal.livejournal.com 2019-04-15 08:39 pm (UTC)(link)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона (http://www.livejournal.com/ratings/?rating=ru_north). Подробнее о рейтинге читайте в Справке (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).

[identity profile] ksniko.livejournal.com 2019-04-16 02:33 am (UTC)(link)
Вопрос не электрика.
Вроде все фазы одинаково отстают друг от друга на 120 градусов.
Все это непрерывно идет по кругу.
По какому признаку определяют, что данная фаза именно А?

[identity profile] http://users.livejournal.com/_amster_/ 2019-04-16 03:01 am (UTC)(link)
А ни по какому. По крайней мере нигде я не нашел какая первая.
Определяется порядок фаз.
Не считая приборов указателей порядка фаз, порядок можно (ну в литературе так написано) определить с помощью трехфазного электродвигателя - при одном порядке он будет вращаться в одну сторону, если поменять 2 фазы местами - в другую.
У нас задача была сфазировать 2 ввода на АВР, поэтому мы обошлись измерением межфазных напряжений.

[identity profile] net-smysla-net.livejournal.com 2019-04-16 03:51 am (UTC)(link)
"бублики" (со слов автора описание нечёткое) - это могут быть, как разрядники, так и ВЧ заградители
разрядники служат для защиты оборудования от повышенного напряжения, как-то попадание молнии
а ВЧ-заградители - для телефонной внутриведомственной связи по ВЛ

[identity profile] sergkz.livejournal.com 2019-04-16 04:51 am (UTC)(link)
ВЧ заградители на бублик похожи только с изрядной долей фантазии:

Image

[identity profile] net-smysla-net.livejournal.com 2019-04-16 05:09 am (UTC)(link)
яж и грю, непонятно, что имел в виду автор под словом "бублик"?
в одном воображении, это может быть бочонок заградителя, в другом - кольцо разрядника..
в третьем воаще неведома зверуха (если учесть возможность принятия автором за электроподстанцию любого электрического оборудования..))
Image
Edited 2019-04-16 05:20 (UTC)

[identity profile] avotara.livejournal.com 2019-04-16 06:53 am (UTC)(link)
Цвета одинаковые везде, а вот соответствие этих цветов проводам, обычно от фонаря.
Если в размерах ВЛ все легко прослеживается, то в размерах кабеля, с 3-я, 4-я, 5-ю одинаковыми жилами... в общем 3-хфазный пробник выдает только порядок следования фаз.

Кольца, а точнее 2/3 кольца это экран, распределяет электрическое поле по изоляционной конструкции. Без него поле будет резко неоднородным: возле края конструкции очень высокая напряженность, на первом -же ребре сходящая до минимального уровня и на этом уровне тянущаяся до второго края и там снова резкий скачек. Кольцо растягивает зону высокой напряженности снижая саму напряженность. Напряженность возле провода сильнее чем возле земли поэтому на большинстве ВЛ кольца стоят только возле провода.

[identity profile] avotara.livejournal.com 2019-04-16 04:37 pm (UTC)(link)
Экран.

[identity profile] johnwarner.livejournal.com 2019-04-16 07:12 am (UTC)(link)
Я вам скажу, как человек, что промышляет автоэлектроделом - притом сам периодически мотает автомобильные генераторы, и также чинит рядом с собой цепи 0.4kV - нихрена там не гарантируется совпадение фаз от Ташкента до Урюпинска. Ибо между ними нет прямой физической связи - везде есть разделение по силовому трансформатору)))
А вот от трансформаторной подстанции до потребителя - да, много где гарантируется, если грамотный электрик навёл порядок, и фаза А в цеху, скажем, мотористов и фаза А в столовой - да, будет именно фазой А.
Правда, на эту почётную должность её назначил, например, я при ремонте. Впрочем, если я мотаю геныча, я там вообще не видел физических различий между фазами, ничего такого, что конкретно заставило бы обозвать непосредственно одну из фаз громкой буквой А - они тупо одинаковые, и всё обозначение - игра разума для некоего порядка.
Главной целью было обеспечить работоспособность и верное вращение всех моторчиков на районе.

(deleted comment)

[identity profile] johnwarner.livejournal.com 2019-05-09 09:51 pm (UTC)(link)
Иншалла

[identity profile] hydrocianid.livejournal.com 2019-08-19 06:02 am (UTC)(link)
в Британии чередование фаз было Red, Yellow, Blue