http://a-ndrej.livejournal.com/ ([identity profile] a-ndrej.livejournal.com) wrote in [community profile] engineering_ru2013-03-25 08:58 pm

Большой адронный коллайдер - Конкорд Что общего?

Оригинал взят у [livejournal.com profile] a_ndrej в Большой адронный коллайдер - Конкорд Что общего?
Бак-конкорддля web

Что общего может быть у суперсовременного ускорителя заряженных частиц большого адронного коллайдера (в дальнейшем БАК) построенного совсем недавно, в 2006 году и пассажирского сверхзвукового самолета Конкорда созданного в далеком шестьдесят девятом, кроме того, что они в свое время сделали переворот в науке и технике.

Прежде чем ответить на этот вопрос, я предлагаю сделать небольшой экскурс в историю развития техники и пробежаться по ее ключевым моментам, которые в свое время всколыхнули мир, полностью меняя представление людей о возможностях техники.
Немного истории
На первом этапе развития, техника носила случайный характер. Первые средства и орудия труда находились людьми случайно, а не изобретались специально. Только спустя много тысячелетий удалось, методом проб и ошибок, систематизировать и как-то упорядочить изобретение и изготовление примитивной техники. Техника на тот момент была настолько проста, что любой человек мог сделать себе такую же мотыгу как у соседа :).
Так как темпы развития техники на тот момент были очень низкими, то этот этап зарождения техники длился еще очень долго – сотни тысяч лет.
И вот не спеша, медленным ходом, технический прогресс докатился дошел до того, что для использования каких либо новых орудий, человеку нужна была более или менее серьезная подготовка. Кроме того для изготовления самого орудия нужна была намного более сложная подготовка и выучка, что приводило к более узкой специализации людей.
Теперь первый встречный не мог повторить любую технику у себя дома или где либо.
На данном этапе знания о том, как сделать то или другое орудие передавались от поколения к поколению. Ремеслу можно было научится только от старшего поколения, или методом проб и ошибок. Наука в процессе создания техники еще не участвовала.
В таком вот состоянии техника развивалась еще достаточно долгое время, аж до эпохи машинной техники.
В основе машинной технике лежит уже инженерная деятельность, которая нацелена на науку, на теоретическое и прикладное естествознание.
Развитие промышленности привело к превращению средства производства из орудия в машину, что привело к широкому внедрению машинной техники в производственный процесс. Этап машинной техники подразумевал в себе активное использование науки, и заменой мускульной силы человека какими либо силами природы (вода, пар, электричества, ветра).
В этот этап развития техники человечество создает целый ряд сверхсложных, на тот момент, машин.
Это и различные паровые машины
par_big
и универсальные автоматизированные прядильные станки
5480-0
и еще много того, чего не могло быть без активного привлечения науки.

Теперь наука и техника стали неотъемными частями технического прогресса, которые не могут существовать друг без друга. Ведь если не будет науки, то человечество постепенно спустится к ремесленному образу жизни, а если не будет техники (практического применения науки), то и не будет смысла что-то проектировать и рассчитывать.
Большими темпами технический прогресс дошел до создания пассажирского самолета, скорость которого превышает скорость звука.
Конкорд
Сверхскоростной пассажирский самолет Конкорд произвел фурор во всем мире.
1
Самолет представлял собой концентрацию всех знаний о аэродинамике, механике и многих других отраслей науки, без которой Конкорда (да даже самой простой паровой машины) никогда не было бы.
За 27 лет регулярных и чартерных рейсов было перевезено более 3 миллионов пассажиров, общий налёт самолётов составил 243 845 часов.
Это был достаточно дорогой быстрый и самолет.
Чтобы долететь с Европы до Америки, Конкорду сначала требовалось 4 часа, а потом около трех.
Но немногие люди могли позволить себе билеты на Конкорд, которые стоили чуть ли не вдвое дороже билетов на обычные самолеты, но и скорость его была большей.
Из-за дороговизны и высокого уровня шума Конкорд не имел большой популярности, а единая за всю его историю катастрофа, и вовсе сделала самолет, эту вершину научной мысли, неприбыльным и не популярным.
Простой народ сделал выбор в пользу комфортных, медленных и дешевых самолетов.
В следствии чего использование Конкордов было полностью прекращено в 2003 году.
Пилотам Конкорда пришлось переучиваться на другие самолеты - пусть и более эффективные с экономической точки зрения, но лишенные грации и элегантности "Конкорда".
"С арабского скакуна я пересаживаюсь на осла» - так сказал один из пилотов.
По мнению известного писателя А. П. Никонова, это был переломный момент в развитии современной техники. Люди выбрали медленную и комфортную жизнь вместо стремления новых открытий и исполнения грандиозных планов.
Большой адронный коллайдер
Но вот с большими трудностями, с задержками по срокам в 2006 году запустили новый ускоритель заряженных частиц Большой адронный коллайдер.
kollayder
53775
Он был построен в основном для того что бы найти неуловимый бозон Хиггса. Именно этого элемента не хватает для стандартной модели, которую физики разработали еще в 1960 году.
А вот и ответ на вопрос, который я задал в теме поста.
Ответ
Два этих монументальных творения человечества объединяет то, что и Конкорд и БАК не возымели поддержки от людей. Как и от Конкорда в свое время отказались от неоправданной (по их мнению) дороговизны, так и сейчас вокруг БАК ходят споры о его полезности.
На первой взятой статье о БАК почти все комментарии носят негативный характер, типа - зачем выкидать уйму денег на какой-то коллайдер, какая от него польза или лучше бы отдали эти деньги бедным африканцам. Вместо того чтобы хоть немного разобраться в принципах работы БАК и целях ученых которые работают круглосуточно над поисками новых элементов и открытий, люди безосновательно поливают современную науку грязью. Стоит задуматься, не будет ли БАК последним смелым научным рывком. Захочет ли человечество создать еще что-то насколько грандиозное как БАК? Или человечество уже не хочет больших открытий, и наука переключится на ублажение самого человека, создавая все новые телефоны, планшеты, телевизоры, автоматические унитазы? Неужели это все? Конец всем грандиозным амбициям, которыми грезило человечество? А Вы как думаете?
P.S.
Идея поста появилась после прочтения книги А. С. Никонова «Свобода от равенства и братства. Моральный кодекс строителя капитализма»
Источники:
http://ru.wikipedia.org/wiki/A%C3%A9rospatiale-BAC_Concorde
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%90%D0%9A
http://automationlab.ru/index.php/2011-05-12-06-16-44/302-3-------------
http://ria.ru/spravka/20100725/257362168.html

[identity profile] tassadar-ha.livejournal.com 2013-03-25 07:14 pm (UTC)(link)
Как будто телефоны, планшеты и телевизоры чем-то мешают БАК-ам и Конкордам.

(no subject)

[identity profile] tassadar-ha.livejournal.com - 2013-03-25 19:45 (UTC) - Expand

[identity profile] kamilyanov.livejournal.com 2013-03-25 08:04 pm (UTC)(link)
Согласен. К чему эта романтизированная истерия?

[identity profile] alex-kuritsyn.livejournal.com 2013-03-25 07:37 pm (UTC)(link)
Образовался огромный разрыв между передовым краем науки и техники в развитых странах и средним уровнем образования, уровнем жизни людей. Огромное напряжение, грозящее бельшими бедами. Разумно в этой ситуации направить ресурсы на подтягивание отстающих. Да и двигаясь вперед с бешеной скоростью, не лишним было бы провести и разведку окрестностей.

[identity profile] modest-so-zvesd.livejournal.com 2013-04-09 10:17 am (UTC)(link)
человеческий мозг не изменился со времен христа а наука усложнилась в тысячи раз, от Архимеда до Эйнштейна, как вы подтяните то?

[identity profile] knowyouare.livejournal.com 2013-03-25 07:37 pm (UTC)(link)
Мысли в правильном направлении. Свой айфон ближе к телу.
(deleted comment)

[identity profile] oll123.livejournal.com 2013-03-25 07:55 pm (UTC)(link)
Стоимость БАКа ничтожна на фоне реконструкции трассы Мск-Питер, или Олимп-Сочи. Какие такие затраты ? Копейки это.
Всё будет ок.

[identity profile] ed-jan-lt.livejournal.com 2013-03-25 08:04 pm (UTC)(link)
А мне кажется, что Конкорд и БАК - симметрично противоположные вещи. В Конкорде абсолютно ничего нового не изобретено. Просто понты. Точно также как экскурсии в космос - любой каприз за ваши деньги.

Мне кажется что наука ради науки - это абсолютно бесполезное занятие. Можно, конечно, задаться целью и выяснить зависит ли порода заводимых домашних животных от количества сахара в крови хозяина. Но, зачем?
Другое дело, что без открытий фундаментальной науки, не было бы и науки прикладной. Для того чтобы пользоваться телеграфом, сначала надо было открыть электрический ток. Так что, люди не перестанут посылать спутники на Луну и Марс, разве что, понтов типа высадки человека на луну будет меньше, ведь автоматический луноход в сотни раз лучше справляется со своей задачей в десятки раз дешевле.

(no subject)

[identity profile] ed-jan-lt.livejournal.com - 2013-03-25 22:07 (UTC) - Expand

[identity profile] bazker bazker (from livejournal.com) 2013-03-25 08:43 pm (UTC)(link)
И не было бы сейчас не только телефонов и компьютеров, но и даже элементарной лампы накаливания...

да было бы. просто об электронах не знали бы.
человечество сотни лет пользовалось порохом без понятия почему оно бабахает

(no subject)

[identity profile] igor-schwab.livejournal.com - 2013-03-25 21:53 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] bazker.livejournal.com - 2013-03-25 22:47 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] dimorlus.livejournal.com - 2013-03-25 23:09 (UTC) - Expand

[identity profile] skitalets.livejournal.com 2013-03-25 09:07 pm (UTC)(link)
был в БАК в прошлом году, услышал много умных слов )
ну а если серьезно, то БАК, в отличие, от Конкорда, является крайне важной вещью для развития фундаментальной науки, и всем понятно, что он и не должен приносить деньги. а Конкорд, все же, - это самолет, который должен принадлежать некой авиакомпании и приносить прибыль. ну а, поскольку, за всю историю авиационной индустрии не было почти ни одной компании, которые в принципе бы в долгосрочном периоде были прибыльными, такой явный прецедент убыточности точно никому не был нужен.
Edited 2013-03-25 21:08 (UTC)

[identity profile] serbod.livejournal.com 2013-03-25 09:10 pm (UTC)(link)
Конкорд - чисто коммерческий проект, не оправдавший себя экономически.
БАК - чисто научный проект, построеный не ради прибыли.

Вы еще Стругацких припомните, где Мироздание отпугивает ученых всякой неведомой фигней.

[identity profile] dimorlus.livejournal.com 2013-03-25 09:19 pm (UTC)(link)
Что-то я не понял о чем пост. Самолет - коммерческий инженерный проект, оказавшийся в конце концов не прибыльным, и потому закрытым. А БАК - это фундаментальная наука. Инженерный проект обязан окупаться и приносить прибыль, он для этого и делается. И проект заканчивается, когда появляются более прибыльные способы решения той же задачи. А наука должна приносить знания. Ускоритель станет ненужен тогда, когда он их перестанет помогать приносить, или когда придумают что-то более результативное. На БАКе, я думаю, еще много лет будут работать и узнавать что-то новое. А если на самолете никто не хочет летать, то самолет не нужен. Если он кому-то так нравится, кто мешает его купить, или разработать свой такой же быстрый и красивый?

(no subject)

[identity profile] bazker bazker - 2013-03-25 22:49 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] dimorlus.livejournal.com - 2013-03-25 22:59 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] ed-jan-lt.livejournal.com - 2013-03-26 00:39 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] valiok.livejournal.com - 2013-03-26 06:35 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] reedcat1965.livejournal.com - 2013-03-26 08:05 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] igor-schwab.livejournal.com - 2013-03-25 21:56 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] tygro.livejournal.com - 2013-03-26 04:49 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] dimorlus.livejournal.com - 2013-03-26 10:04 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] tygro.livejournal.com - 2013-03-26 10:06 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] siron-nsk.livejournal.com - 2013-03-26 13:37 (UTC) - Expand

[identity profile] bazker bazker (from livejournal.com) 2013-03-25 10:52 pm (UTC)(link)
ИМХО основная проблема БАКа - чрезмерная шумиха вокруг него. Ускорители делают уже лет 60. Колец этих в земле закопано уже штук 6, а как бы не 10. Кого они волнуют?
А тут раззвенели "Мы потратим много милллионов зеленых чтобы проверить есть там чото непонятное или нету. А еще черная дыра, всем бояться"



Отдельным пунктом. Негров в Африке кормить - глупость.

[identity profile] leeharveyoslik.livejournal.com 2013-03-26 07:36 am (UTC)(link)
так в этом и дело - на взгляд креативного класса: конгресс, немцы какие-то… голова пухнет. ученые какие-то, закопали непойми что в землю, того гляди через них налетит земля на небесную ось. вот масс-медиа и рады стараться.

[identity profile] Николай Малахов (from livejournal.com) 2013-03-26 04:45 am (UTC)(link)
В былые времена учёных вообще на кострах сжигали, но это не мешало им заниматься тем, чем они не могли не заниматься в принципе. Значит, статья исключительно про деньги? Вопрос только в финансировании? "О, ну это не проблема" ©

[identity profile] abdulovec.livejournal.com 2013-03-26 04:45 am (UTC)(link)
Думаю что глобализация была главной целью, этой всей сетевой херни, ай фонов телефонов, цель достигнута, сейчас каждый чел на земле мониторится, и все данные об нем уже есть или собираются, зачем что то еще? когда есть рабы, рабское общество? рабов, которыми легко управлять и манипулировать с помощью этих не хитрых технологий? А БАК что БАК? бизон так и не открыли, все деньги на смарку, реально лучше бы эти деньги пустили на нужды людей бедствующих, а этим выродкам из европы зажравшимся мразям, вообще похрену
Edited 2013-03-26 04:46 (UTC)

[identity profile] alteredessence.livejournal.com 2013-03-26 08:00 am (UTC)(link)
открыли

(no subject)

[identity profile] abdulovec.livejournal.com - 2013-03-30 13:01 (UTC) - Expand

[identity profile] mestniy-zitel.livejournal.com 2013-03-26 05:37 am (UTC)(link)
Конкорд помним, а ТУ 144 нет, он же ш не японский, чё его поминать.
Пассажирский сверхзвук в авиации - тупик и Конкорд это доказал, сильно затратно и массовым никогда не станет, не реально это на турбинах. Попытка была, опыт полученн.
БАК - это не бизнесс, это исследования, которые может дадут отдачу, а может и нет кто его знает, это попытка Человека глянуть за горизонт, тем кого волнует проблемма нового телефона и красивых обоев, оно не к чему и так хорошо.

[identity profile] gonop.livejournal.com 2013-03-26 06:46 am (UTC)(link)
Недавно думал о том же.
Довольно мило, когда вершиной человеческой мысли ставят макбук или айфон.
Ну или Стив Джобс - человек, изменивший мир. Ага ага, изменивший.

(Anonymous) 2013-03-26 07:45 am (UTC)(link)
Содержание статьи понравилось, но стиль хромает на обе ноги. "Единая катастрофа", "о аэродинамике" и проч. - режет глаз.

[identity profile] kvladimirrr.livejournal.com 2013-03-26 08:26 am (UTC)(link)
Мне кажется, что людям для нового рывка просто перестало хватать продолжительности жизни. В современном мире, захламленном информационным мусором, слишком мало людей успевают поднятся на нужный уровень развития, что бы сделать прорыв.

[identity profile] eugcomax.livejournal.com 2013-03-26 09:40 am (UTC)(link)
ИМХО БАК - самое полезное сооружение для человечества. Нужно быть очень недалеким человеком, чтобы говорить о его бесполезности.

[identity profile] b-graf.livejournal.com 2013-03-26 10:07 am (UTC)(link)
Конкорд еще и по летным характеристикам - не очень: через Атлантику летать еще мог (на то и расчитан), а вот по более дальним маршрутам беспосадочно - нет (а сейчас есть маршруты до 15 тыс. км - это в два раз больше даже перегоночной дальности Конкорда).

[identity profile] bambriy.livejournal.com 2013-03-26 03:01 pm (UTC)(link)
Какой замечательный вброс :) К инженерии, правда, эта статья отношения не имеет. Сплошная софистика.

Главное - не читайте советских газет перед обедом не верьте СМИ на 100%. Это я как человек, интересующийся авиацией и работающий в ЦЕРНе, говорю.

[identity profile] anthony-kikot.livejournal.com 2013-03-27 01:21 pm (UTC)(link)
Интересный взгляд. И я с ним полностью согласен. Людям типично осуждать всё новое в противовес к тому, к чему они уже давно привыкли...