http://lazy-flyer.livejournal.com/ ([identity profile] lazy-flyer.livejournal.com) wrote in [community profile] engineering_ru2015-11-24 10:31 am

Третьего шага псто...

Оригинал взят у [livejournal.com profile] lazy_flyer в Третьего шага псто...
У вас всё есть. Есть электроника и механизмы. Есть материалы и люди. У вас даже есть ТЗ и бюджет. Можно начинать творить? Можно! Поднимаем ногу к третьему шагу...
Но шаг не делаем.
С чего начинается творчество? Как правило гениальный конструктор усаживается к столу, принимает изменяющие сознание препаратыберёт карандаш и начинает что то чиркать по бумаге. Просто рисовать картиночки своего будущего детища. Бесспорно, живут на планете люди, которые сразу запускают комп с какой мощной софтиной для рисования и...И у них как правило ничего не получается. Почему? Потому что сначала нужно решить задачи, не требующие компьютерного рисования. Достаточно карандаша, бумаги, калькулятора и всякого вспомогательного софта. Итак, последовательно.
Аэродинамическая схема.
Компоновка.
Бюджет веса.
Аэродинамический расчёт, включая устойчивость и управляемость.
И только после этого - рисовать. Конечно, в реальности это выглядит немного нелинейно, то есть схема-компоновка-бюджет-снова схема-внезапно бюджет-расчёт аэродинамики-компоновка. До получения желаемого результата. Но в общем и целом по всем этапам придётся пройти.
Будем считать, что у вас есть опыт самостоятельного проектирования самолётиков. Опыт - это когда вы с чистого листа самостоятельно прошли всё вышеперечисленное, построили и успешно полетели своё детище. А потом ваше детище полетели другие и положительно оценили результат. И так было повторено несколько раз.
Разработал-построил-полетел. И ещё раз. И ещё раз...До тех пор, пока не начнёт получаться. С мелколётами намного проще, чем с реальными самолётиками. Цикл "от и до" короткий, стоимость невысокая (относительно), результат виден сразу. Можно иначе - копировать успешные образцы чужой техники. Тоже вариант, для начинающих далеко не самый плохой. Но тогда вы копируете не только достоинства, но и недостатки, и ошибки другого конструктора. А как появляются летающие монстрики, мы ещё поговорим...
Аэродинамическая схема.
Существует нормальная, классическая схема и схемы нетрадиционные. Нормальная - это когда впереди крыло ( или крылья ), сзади хвостик. 99,99% летающих самолётов построено именно по такой схеме. Но вы же творец, вы смотрите на предмет глубже и ширше? Кто запрещает попробовать сделать по другому, применить скажем летающее крыло или утку? Да никто не запрещает, вопрос только что вы хотите получить на выходе?
Если вам нужен гарантированно хорошо летающий аппарат - вы выбираете классику. Если вы хотите реализовать свои гениальные амбиции и за это готовы заплатить ( ТЗ вы с заказчиком обсуждали, помните? ) - тогда почему не поэкспериментировать?  Я уже слышу голоса членов секты летающих крыльев...Вот, смотри, вот здесь, вот там, вот оно замечательно летает! 3 часа на одной заправке, в любую погоду! И маленькое, удобно перевозить и в Израэле так делают...
Да. Это всё правда. Летает, но практика говорит, что летает всё. Вопрос только мощности двигателя. :)) Я не стану вдаваться в долгие диспуты на тему. Приведу только один простейший аргумент, почему бесхвостка будет хуже.



Два профиля, две поляры. MM300 - профиль для классической схемы, HS130 - профиль для бесхвосток. Толщина, кривизна практически одинаковые. А вот поляры отличаются значительно. И это для идеального крыла бесконечного удлинения. В реальной жизни, когда будет строиться реальное крыло, разница будет намного больше и разница будет не в пользу бесхвостки.
Бесхвостка компактнее, её удобнее транспортировать и проще запущать. Ага, всё так. Как будто классику нельзя расчленить на удобные к транспортировке и быстрые в сборке части. А уж про запущать лучше не вспоминать вообще. Двухкилограмовое летающее крыло метнуть с руки в небо - это почти подвиг Геркулеса совершить. Классику такого веса только криворукий не сумеет нормально выпустить.
Приблизительно так же выглядит ситуация с утками и прочими извращениями. Полетит, но полетит гарантированно хуже. Будет сложнее в расчётах, в производстве, в обслуживании. Больше всякого торчащего в разных местах - легче повреждается, сложнее ремонтируется. Компоновка получится не самая простая.
Можно долго писать на эту тему, сравнивать, приводить аргументы и контр-аргументы. Члены сект будут скакать друг на друга с шашками наголо, кровь-кишки-ужасы. Но в сухом остатке классика летит лучше.
Почему же тогда, если это лучше?
Потому что самолётики проектируют человеки. А у человеков есть фантазии, заблуждения, амбиции. И если кто то готов оплатить фантазии - почему нет? Но если вам нужен гарантированный результат, тогда классика.
С этим определились, чуть позже о компоновке...

[identity profile] mutoids.livejournal.com 2015-11-25 07:36 am (UTC)(link)
Для неспециалистов хотелось бы больше услышать про рождение монстриков. Потому как примеры ошибок обычно поучительнее в общеинженерном плане.

[identity profile] 22sobaki.livejournal.com 2015-11-25 07:58 am (UTC)(link)
Присоединюсь. Интересны иллюстрации излагаемого из серии "а вот еще случай был".

[identity profile] prostak-1982.livejournal.com 2015-11-25 06:00 pm (UTC)(link)
Читайте Бауэрса "Летательные аппараты нетрадиционных схем" и Торенбика "Проектирование дозвуковых самолетов". Бауэрс это вообще Библия авиационных неформалов.

[identity profile] prostak-1982.livejournal.com 2015-11-25 06:13 pm (UTC)(link)
У него там есть копии с проектных эскизов, которые делали профи по ходу дела. Так, там чаще всего начинается со всякой экзотики с размещением пассажиров в крыле, ПГО и пр. А заканчивается скучной обычной классикой.

[identity profile] prostak-1982.livejournal.com 2015-11-25 06:20 pm (UTC)(link)
Глядя на того же Рутана, можно подумать, что он их воспроизводит в организме. ))) (Хотя мне его работы нравятся.)

[identity profile] prostak-1982.livejournal.com 2015-11-25 06:39 pm (UTC)(link)
Я так подозреваю, что он живет именно что с исследовательских работ. То есть Боинги с Локхидами кидают ему деньги, чтобы он на основе тех. задания что-нибудь начудил-придумал.
Тем самым они снимают с себя часть PR-нагрузки.
Они же все акционерные компании. То есть, если они начали какой-то проект, то он с большой долей вероятности должен привести к результатам в виде продаж. Иначе обычные клерки-инвесторы не поймут, куда делись их деньги. А Рутан может рисковать, потом результаты передает подрядной организации, а та решает, использовать их или нет.
И он же в основном продает не готовые машины, а киты и альбомы чертежей и технологий.

[identity profile] prostak-1982.livejournal.com 2015-11-25 06:53 pm (UTC)(link)
Кто бы оплачивал мои такие фантазии?!
Но уже как-то перегорел.

[identity profile] livejournal.livejournal.com 2015-11-25 08:30 am (UTC)(link)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона (http://www.livejournal.com/?rating=ru_north). Подробнее о рейтинге читайте в Справке (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).

[identity profile] vkorehovisback.livejournal.com 2015-11-25 08:34 am (UTC)(link)
тема не раскрыта, во первых что строим, самолет или коптер?
во вторых что насчет крутки крыла, расположения крыла, центра тяжести и т.д., что насчет помещения пропеллера в duct.
какой-то сумбурный подход...

[identity profile] vkorehovisback.livejournal.com 2015-11-25 08:52 am (UTC)(link)
прямое. нужно определиться с концепцией до компоновки...
, бредни это ваши посты гуманитарные...

[identity profile] vkorehovisback.livejournal.com 2015-11-25 09:19 am (UTC)(link)
бегло, такую тягомутину трудно читать...

[identity profile] woodman22.livejournal.com 2015-11-25 08:56 am (UTC)(link)
Есть еще и производство... И на нём ваша высокоаэродинамическая модель превратится в монстра из дельтадревесины в исполнении - дяди Васи.:-)
Или из алюминия, в том же исполнении. Чёрт занёс, меня на галеры имени Циолковского.:-)

[identity profile] woodman22.livejournal.com 2015-11-25 09:12 am (UTC)(link)
Ногами и голосом:-)

[identity profile] woodman22.livejournal.com 2015-11-25 09:15 am (UTC)(link)
Без чудес.

[identity profile] woodman22.livejournal.com 2015-11-25 09:32 am (UTC)(link)
Нет. Не слеглось. Инженер-конструктор ЭВА. Работаю в стройке, на алюминиевых фасадах:-) Не Байканур, мля.

[identity profile] woodman22.livejournal.com 2015-11-25 10:22 am (UTC)(link)
нет. всё о производстве самолётов, знаете -вы.:-) а так же о производстве - вааще:-)
от проекта - до массовой серии.
(deleted comment)

[identity profile] woodman22.livejournal.com 2015-11-25 10:17 am (UTC)(link)
Конечно, в рамках обучения. Но о прочих производствах, знаю немало. От завода Хруничева до НПО Энергия. Довелось работать, и там и там.

[identity profile] kyodza.livejournal.com 2015-11-25 11:26 am (UTC)(link)
Пару цитат разослал коллегам. Возник локальный срач.
А здесь как то спокойно.

[identity profile] kyodza.livejournal.com 2015-11-25 11:41 am (UTC)(link)
Утащил у вас:

1. Если вам нужен гарантированно хорошо летающий аппарат - вы выбираете классику.
2. Если кто то готов оплатить фантазии - почему нет?

[identity profile] kyodza.livejournal.com 2015-11-25 11:58 am (UTC)(link)
Даже наоборот - вечная истина )

[identity profile] kyodza.livejournal.com 2015-11-25 11:28 am (UTC)(link)
А что за программа такая: Х5?
Я про BMW слышал, а программа такая не попадалась.

[identity profile] kyodza.livejournal.com 2015-11-25 11:41 am (UTC)(link)
Спасибо!

[identity profile] jjcooler.livejournal.com 2015-11-26 01:46 pm (UTC)(link)
Вообще схема "летающее крыло" весьма популярна у производителей беспилотников, причем есть и с толкающим винтом, и с тянущим, и с турбинами, на любой вкус.

[identity profile] jjcooler.livejournal.com 2015-11-26 01:58 pm (UTC)(link)
Мне статистику не предоставляют. Но оно существует и продается, вместе со всякими другими схемами. Экспериментируют с БПЛА, понятное дело, гораздо шире, чем с настоящими лайнерами, которые нонче все похожи, как однояйцевые.

Я так понимаю, что где то недостатки ЛК перевешиваются достоинствами. Та же компактность, неубиваемость, и отсутствие необходимости сборки в поле, для мелочи вполне себе плюс. У больших леталок, где есть необходимость в малозаметности, ЛК опять же едва ли не единственный возможный вариант.

Я какбэ не фанат чего либо, но и не сторонник "единственно правильных решений" на все случаи жизни. Пусть расцветают сто цветов (с).