[identity profile] sidorovmax.livejournal.com posting in [community profile] engineering_ru
Оригинал взят у [livejournal.com profile] nwc98 в Английский репортерский магнитофон EMI L2B

Попал мне ([livejournal.com profile] nwc98) в коллекцию такой-вот экземплярчик:



Это не дозиметр, и не кофр под фотоаппартуру, а английский репортёрский магнитофон EMI L2B:



Спроектирован в 1952 году по заказу BBC.


Схема - полностью на лампах:


Довольно плотный монтаж:


Общий вид шасси:


Привод тонвала - роликовый, от двигателя постоянного тока:


Привод правого подкатушечника - пассиковый, с регулируемой фрикционной муфтой:


Перемотки - ручные. Перемотка вперёд осуществляется с помощью ручки на замке правого подкатушечника. Перемотка назад - с помощью откидной ручки на крышке. Неприятный нюанс такой конструкции - при перемотке назад правый подкатушечник через приводной ремень раскручивает достаточно массивный маховик тонвала. И если прекратить вращать ручку перемотки, правый подкатушечник за счёт инерции тонвала делает несколько оборотов, в результате с правой катушки сваливается два-три витка ленты. Ох уж эти англичане! И эта нация когда-то двигала технический прогресс!

Питается всё это великолепие от довольно брутального батарейного блока 10х"D", и двух анодных батарей (отсек и клеммы для них - справа на фото):


Батарейный блок целиком:


Магнитофон не слишком компактен, его размеры 360х170х190 мм. Максимальный диаметр катушек - 13 см. Запись монофоническая, на всю ширину ленты.При использовании лент того времени это давало порядка 15 минут звучания на скорости 19 см/сек.

David Attenborough записывает кваканье лягушек на магнитофон EMI L2:


Для 1952-го года аппарат был весьма продвинутый - немногие существовавшие на тот момент переносные магнитофоны, за парой исключений, имели патефонный привод. АЧХ 50-7000Гц для того времени - тоже очень неплохо! Стрелочный индикатор уровня записи, сквозной тракт. Несколько портит картину время работы от одного комплекта батарей - всего 1,5 часа. :-)) Отсутствие стирающей головки можно было бы считать недостатком, но для переносных магнитофонов того времени это норма. Отказавшись от стирающей головки, можно было заметно снизить энергопотребление схемы в режиме записи. Ленту предварительно стирали с помощью размагничивающего устройства.
К сожалению, компания EMI пошла по тому же пути, что и завод имени Петровского с его Репортёром-2. В конце 50-х магнитофон был переделан на транзисторы без изменения кинематики, и выпускался под названием EMI 321. Правда, в отличе от завода имени Петровского, англичане при модернизации всё-таки установили в корпус контрольный динамик. Однако для начала 60-х эта конструкция была уже настоящим анахронизмом, особенно на фоне Uher report 4000, выпуск которого начался в 1961 году. Тем не менее, EMI 321 выпускался без изменений аж до 1967-го года!

Известный в своё время корреспондент BBC Brian Vaughton со своим магнитофоном EMI L2:


Перевод его интервью об EMI L2 (речь слегка сбивчивая, возраст всё-таки):

"Посмотрите на мой старый магнитофон EMI L2, изготовленный, как я полагаю, в начале 50-х.
Он весит… Он выглядит, как ящик, он весит 14 фунтов, увесистая штука. На него можно установить 5-ти дюймовые катушки. Питается от батарей, 10 низковольтных, и две высоковольтных батареи, которые устанавливаются в отсек за откидной крышкой. Сбоку можно увидеть ручку регулировки уровня. Индикатор сверху показывает уровень записи. Сбоку так же имеется выключатель питания. Для заправки ленты нужно провести ракорд мимо двух головок. Затем нужно нажать ручку, чтобы прижать ленту к записывающим головкам (примечание: записывающая головка в этом магнитофоне одна, тут явная оговорка). Слева от индикатора есть ещё один тумблер, который переключает воспроизведение-запись. Вот тут-то я и ошибся во время своей первой настоящей записи на выезде на стадионе Гленвайт(примечание: название произнесено неразборчиво, возможна ошибка). Поставив магнитофон на землю, я случайно переключил тумблер на воспроизведение, и думал, что идёт запись. Но в какой-то момент я обнаружил ошибку. Чтобы перемотать ленту назад, нужно было закрыть крышку, нажать кнопку, и крутить ручку для обратной перемотки ленты. Необходимо приложить физическое усилие к этой откидной ручке. Вы нажимаете кнопку, крутите ручку и таким образом перематываете ленту вручную. Посмотрите на три небольших тонких окошка в крышке. Можно увидеть, сколько ленты осталось, если вы осуществляете запись при неблагоприятных погодных условиях, и крышка корпуса закрыта. Конечно, если вы находитесь в помещении, можно работать и с открытой крышкой. Всё просто: отводите ленту, отодвинув прижимной ролик от головок, чтобы остановить механизм."


Date: 2017-05-15 08:56 am (UTC)
From: [identity profile] medved-olympus.livejournal.com
Мне казалось, что эта вундервафля времён WWII (пальчиковые лампы, между прочим, тогда уже появились и в продвинутой технике использовались). Но нет, это пятидесятые годы. Транзисторы уже вовсю используются, но инженеры им пока-что не очень доверяют, ответственные вундервафли делают на лампах. Переворот в электронике произошёл после введения налога на запаянный вакуум, после которого электронные лампы применять стало накладно. И после внедрения планарно-эпитаксиальной технологии, которая превратила транзисторы из говна в конфетку.

Date: 2017-05-15 08:36 pm (UTC)
From: [identity profile] nwc98.livejournal.com
Завод имени Петровского в Горьком в 1956-м году пытался выпустить репортёрский магнитофон на транзисторах. Говорят, была сделана пробная партия 10-20 штук. Ломались очень часто - первые транзисторы были, хм, не очень надёжны. Большую часть пробной партии переделали на лампы, этот вариант потом выпускался до 1960-го года под названием "Репортёр-2". В 1960-м переделали обратно на транзисторы, получился "Репортёр-3". :-))) Но один экземпляр самого первого "Репортёра" всплыл недавно в музее телецентра Останкино. Возможно, там сохранилась первоначальная транзисторная схема.
А так, первым в мире транзисторным магнитофоном считается американский диктофон Mohawk Midgetape 300, его выпуск был начат в 1957 году.
Image

А что за налог на запаянный вакуум?! Что-то я ничего подобного не слышал. :-)
Я-то, наивный Вася, всегда полагал, что транзисторы стали массово применять сразу, как только они по надёжности сравнялись с лампами. :-))) А это произошло в конце 50-х.

Date: 2017-05-16 10:33 am (UTC)
From: [identity profile] e-pipe.livejournal.com
Зато у Штирлица был!
Image
https://ru.wikipedia.org/wiki/Электрон-52Д

Date: 2017-05-16 01:07 pm (UTC)
From: [identity profile] medved-olympus.livejournal.com
У Штирлица был девайс на пальчиковых лампах, а может быть и на сверминиатюрных.

Date: 2017-05-18 08:06 am (UTC)
From: [identity profile] nwc98.livejournal.com
У Штирлица был "Электрон-52Д". :-)))
Устройств звукозаписи таких размеров до 50-х годов не делали.

Date: 2017-05-18 09:21 am (UTC)
From: [identity profile] medved-olympus.livejournal.com
Ухты! Не знал.
Но это кино, ему такие проколы простительны.

Date: 2017-05-18 09:53 am (UTC)
From: [identity profile] nwc98.livejournal.com
Наши ещё поскромничали, у Дика Трейси вообще рация в часах была. :-)))

Date: 2017-05-18 01:06 pm (UTC)
From: [identity profile] medved-olympus.livejournal.com
Побоялись, что смеяться над фильмом будут. Ибо "передаю со дна Невы: клад наш". "Итальянцев" и "17 мгновений" снимали в одно и то-же время.

Date: 2017-05-18 07:20 pm (UTC)
From: [identity profile] e-pipe.livejournal.com
В фильме "Я - 1117" в 1944-м году шпионская рация была на транзисторах (под боковой обшивкой чемодана).

Date: 2017-05-16 01:11 pm (UTC)
From: [identity profile] medved-olympus.livejournal.com
Транзисторы в 1950-е были и правда гавно. Маломощные точки. И плоскостные, свойства которых и надёжность были совершенно непредсказуемы. Так что инженеры серьёзную технику делали только на лампах.

Только к 1960-м плоскостные транзисторы научились делать нормального качества. А переворот произошёл после появления планарно-эпитаксиальной технологии.

Date: 2017-05-16 10:28 am (UTC)
From: [identity profile] e-pipe.livejournal.com
С введением налога на запаянный вакуум появились лампы с целой схемой внутри - почти гибридная микросхема из трех ламп, резисторов-конденсаторов между ними... И всё в баллоне одной лампы.

Date: 2017-05-16 01:06 pm (UTC)
From: [identity profile] medved-olympus.livejournal.com
Ухты, как интересно! На самом деле комбинированные лампы с несколькими вакуумными приборами в одном баллоне делали и в СССР: двойной диод-триод и т.п. Причём в СССР никакого налога на вакуум не было. Просто было удобно. Например двойной диод в схеме частотного детектора, а триод - усилитель НЧ. Вместе с широким использованием ВЧ диодов надобность в таких лампах отпала.

Но гибридные микросхемы из трёх ламп я не видел ни в натуре ни в литературе. Не подкинете-ли ссылку?

Date: 2017-05-16 08:29 pm (UTC)
From: [identity profile] e-pipe.livejournal.com
Пытаюсь найти... Помню, читал про них (с картинками) в журнале "Радиохобби".

Date: 2017-05-18 04:45 pm (UTC)
From: [identity profile] e-c-r-d.livejournal.com
Их делали ещё в 1930е немцы. Да, нечто вроде гибридной ИС внутри баллона, но, кажется, боролись не с налогами, а за виброустойчивость.

Date: 2017-05-15 09:00 am (UTC)
From: [identity profile] siron-nsk.livejournal.com
Какое счастье, что не пришлось жить в те времена и пользоваться этими геморройными, тяжелыми, громоздкими, убогими, примитивными, неудобными, допотопными девайсами.

Date: 2017-05-17 12:42 am (UTC)
From: [identity profile] sergey-moroz.livejournal.com
Как хорошо, что будущие поколения не будут мучиться с убогими айфонами наших дней!

Date: 2017-05-17 08:48 am (UTC)
From: [identity profile] siron-nsk.livejournal.com
Безусловно.

Date: 2017-05-15 03:23 pm (UTC)
From: [identity profile] jlby-d-gjkt.livejournal.com

Класс!!

Profile

engineering_ru: (Default)
Инженерия

June 2017

S M T W T F S
    1 23
4 5678910
11 121314151617
18192021222324
252627282930 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 24th, 2017 08:52 am
Powered by Dreamwidth Studios